Совет народных комиссаров констатирует небывалое катастрофическое положение Петрограда, находящегося на краю гибели от голода. В бывшей столице нет хлеба, населению выдают остатки картофельной муки и сухарей. Ленин призывает остальные регионы помочь городу и направить в Петроград продовольственные запасы. Непринятие мер по облегчению участи жителей будет приравниваться к преступлению против советской власти, предупреждает председатель СНК.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 11 мая 1918 года.


Катастрофическое положение Петрограда

Московский областной продовольственный комитет, все губернские советы р. д., области и губернские продовольственные комитеты получили следующее распоряжение совета народных комиссаров:

«Петроград в небывало катастрофическом положении. Хлеба нет. Выдаются населению остатки картофельной муки и сухарей. Красная столица на краю гибели от голода. Контр-революция поднимает голову, направляя недовольство народных масс против советской власти. Наши классовые враги, империалисты всех стран, стремятся сдавить кольцом голодной смерти социалистическую республику. Только напряжением всех сил советских организаций, только принятием всех мер по немедленной погрузке, по экстренному продвижению продовольственных грузов можно спасти и облегчить положение. Именем советской социалистической республики требую немедленной помощи Петрограду. О всех принятых мерах телеграфируйте в комиссариат продовольствия. Непринятие мер – преступление против советской социалистической республики, против мировой социальной революции.

Председатель совета народных комиссаров Ленин. Комиссар продовольствия Цурюпа».

Зверства турок

Астрахань, 6 мая. По словам прибывающих сюда беженцев, турки, татары и курды неистовствуют в занятых ими областях южного Закавказья, истребляя армянское население. Армянских священников подвергают мученической смерти: вешают вверх ногами и стреляют в них, как в мишень. Были случаи распятия их на крестах.

Турки сильно озлоблены против священников потому, что те призывают армян защищать родину до последнего издыхания. Многие из сельских священников организовали свои партизанские отряды и стали во главе их. В отрядах, в качестве воинов, есть женщины.

Особенно сильные бои партизан с турками и курдами были за народную святыню – Эчмиадзин (Эриванской губ.), местопребывания католикоса(патриарха всех армян).

Положение защитников Эчмиадзина было критическое: ощущался недостаток в боевых припасах, оружия и продовольствия. Помощи ждать было неоткуда: окрестное население вырезано, села и деревни превращены в развалины.

По последним сведениям, Эчмиадзин взят турками, защитники его истреблены. Монастырь с богатейшим книгохранилищем разграблен. Занят Эривань, население его почти все вырезано.

Арест правых с.-р.

В течение последних трех дней в здании университета Шанявского происходили заседания очередного совета партии социалистов-революционеров, на которых обсуждались злободневные политические вопросы. Совет представлял собой нечто вроде малого съезда. В нем принимали участие представители всех областных комитетов, всех крупных организаций и центрального комитета партии. На съезде участвовали все видные лидеры партии, во главе с Черновым, Авксентьевым, Гоцем, Рудневым, Минором и др.

Вчера около 6 час. вечера здание университета Шанявского, в котором происходило заседание эсэров, было оцеплено латышскими стрелками, которыми были выставлены караулы у всех входов и выходов. Из здания выпускались лишь слушатели курсов после тщательной проверки документов. Внутри здания, в помещении, в котором происходило заседание эсеров, был произведен обыск, после чего все участники заседания были собраны в одной комнате и там была поставлена вооруженная охрана.

Находившиеся в числе членов совета два члена центрального исполнительного комитета немедленно обратились по телефону к председателю ц. и. к. Свердлову с требованием выяснить, чем вызван обыск и арест совета. Свердлов ответил, что обыск произведен без ведома совета народных комиссаров. Ордер, по которому был произведен обыск, выдан чрезвычайной комиссией по борьбе с контр-революцией, за подписью Дзержинского.

До поздней ночи шли переговоры арестованных с представителями центральной власти об освобождении задержанных. Передают, что часть арестованных была отпущена на свободу, часть же задержана.

Поздно ночью участники съезда были освобождены, за исключением Лихача, двух членов ц. и. к. и нескольких участников съезда, число которых неизвестно и, которые были арестованы, якобы, потому, что во время обыска вступили в пререкание с латышами и представителями чрезвычайной комиссии.

Приказ о разоружении анархистов

Народный комиссар внутренних дел Правдин разослал всем губернским советам циркуляр следующего содержания:

Опыт Москвы, Петрограда и других городов доказал, что под флагом организации анархистов прикрываются хулиганы, воры, грабители и контр-революционеры, подлинно подготавливающие свержение советской власти. С этой целью они вооружаются и вносят разложение в малосознательные слои населения. Все дружины и организации анархистов разоружить. Всякий может иметь оружие только с разрешения местных советов.

Преступление по должности

Предается суду революционного трибунала комиссар Бутырской тюрьмы Ковалев, который обвиняется в освобождении арестованных за взятки. Ковалев за освобождение брал от 500 до 800 рублей. Обвиняемый арестован.

(Заря России)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены