Правление Екатерины II сильно повлияло не только на правовое положение, но и на самосознание женщин. Выросло качество их образования, вошло в моду чтение и увлечение искусством. Женщины начали создавать просветительские и благотворительные организации. Все это стало предпосылкой для появления такого феномена, как жены декабристов. О том, какую роль сыграли последние в начале движения за эмансипацию женщин, рассказывает в седьмом эпизоде своего расследования кандидат исторических наук, депутат Госдумы первого созыва Александр Минжуренко.

Изучая правовое положение женщины в России эпохи феодализма, приходится констатировать, что какой-то усредненный образ предмета исследования воссоздать не удается.

Хотя, казалось бы, право — оно и есть право для всех. Но это современный взгляд на вещи, так называемый «модернизм» в восприятии истории, который считается ошибочным подходом. В классовом обществе, а тем более разделенном на сословия, равенство в правах обычно не соблюдалось.

В самом тяжелом положении находились крестьянки. Но и здесь трудно оперировать средними показателями, так как крестьянское сословие тоже было неоднородным и, соответственно, правовое положение различных категорий крестьян существенно различалось. По-настоящему в бесправном положении находились только крестьянки тех семей, которые принадлежали помещикам, т.е. крепостные. Но уже женщин из государственных крестьян и других категорий этого сословия полностью бесправными не назовешь. А таковых было в России больше, чем крепостных.

Пиком расцвета крепостничества, а соответственно, и вершиной бесправия женщин-крестьянок принято считать как раз период правления самой выдающейся правительницы — Екатерины II. Именно при ней и по ее указу даже за попытку подать челобитную, т.е. жалобу на своего помещика, человека ожидала каторга. Государство тем самым вообще отказалось защищать права своих подданных и отдало решение всех правовых вопросов дворянам-землевладельцам, т.е делегировало им свои полномочия.

Однако именно в это время в других слоях населения, опять же благодаря Екатерине II, стали проявляться начавшиеся еще при Елизавете, едва заметные движения в сторону частичной эмансипации женщин России. Екатерина подала заразительный пример всем остальным женщинам, демонстрируя свой интерес к книжным знаниям и наукам. Это было новейшим явлением в традиционной жизни российского общества. Подражая императрице, многие женщины стали увлекаться искусством, чтение книг вошло в моду.

Практика «затворничества» в знатных семьях еще не была изжита и к началу екатерининской эпохи, несмотря на усилия Петра I. Для незамужних девушек строились специальные здания, где они могли «оставаться чистыми» до брака, проводя там всю свою молодость. Они обычно получали домашнее образование и воспитывались только в качестве будущих жен.

Екатерина же поставила перед собой амбициозную цель воспитать новое поколение знатных девушек, строго соблюдающих «святую нравственность». Для этого создавались закрытые воспитательные заведения, куда девочек отдавали с раннего возраста. Там они изучали арифметику, закон божий, литературу, искусство и несколько иностранных языков. Кроме этого, открывались и специальные училища для девочек низших сословий, которые давали вполне качественное образование.

Согласно сложившейся социальной и правовой практике в России того времени получение образования в таких заведениях значительно расширяло права девушек-выпускниц. Они, как правило, и замуж выходили за представителей более высоких сословий, повышая свой правовой статус. А также получали право заниматься достаточно высокооплачиваемыми видами работ, что делало их довольно независимыми и в правовом, и во всех других отношениях.

Первые женщины-профессионалки в России это, прежде всего, гувернантки и актрисы. В государственных театрах женщины работали на одинаковых правах и зарабатывали практически так же, как и мужчины-артисты. Отдельные преуспевшие талантливые актрисы и певицы часто выходили замуж за дворян и даже за представителей аристократических родов. Такие браки вначале резко осуждались высшим обществом, но со временем к этому стали относиться терпимее.

В конце XVIII века всё более популярным становится образ светской женщины, интересующейся литературой и искусством. Появляются и женщины ученые и писательницы, правда, для них это было часто хобби, а не профессия.

В 1812 году создаётся первая в истории русская женская организация — «Женское патриотическое общество». Его целью была забота о нуждающихся, прежде всего о беспризорных детях. Благотворительной и просветительской деятельностью занимались многие жены декабристов, которые в селениях Сибири создавали библиотеки, пункты медицинской помощи населению, организовали лекции и концерты.

Сам подвиг невест и жен декабристов, выразивших желание разделить судьбу своих осужденных мужей, явился уникальным случаем в правовой практике в России. Всего Верховный уголовный суд признал виновными по делу восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года 121 человека. Из них 23 офицера были женаты.

Уникальность ситуации состояла в том, что осужденные женатые офицеры являлись представителями высшего общества. Многие из них происходили из аристократических родов и были близки к императорскому двору. Трое имели княжеские титулы, двое были баронами. И что было делать с их женами, просившими отправить их к месту наказания своих мужей, было непонятно чиновникам и судейским. Таких массовых прецедентов еще не было.

Согласно закону те женщины, которые пожелали разделить участь осужденных мужчин и поехали в Сибирь, теряли дворянские привилегии и переходили на положение жен каторжан. Они ограничивались в правах передвижения, переписки и распоряжения своим имуществом. Им запрещалось брать с собой детей. Они не имели права вернуться из Сибири в течение всего срока наказания супруга и не всегда могли это сделать даже после смерти мужа.

И тем не менее на рудники Забайкалья приехали княгини М. Волконская и Е. Трубецкая, а также А. Муравьева (урожденная графиня Чернышева). После них разрешения присоединится к мужьям добились и другие декабристки. Многим было отказано.

Да, в правах эти женщины потеряли многое, практически всё, но впоследствии их образ сыграл большую роль в формировании будущего русского женского характера, а именно бескорыстных женщин, готовых на самопожертвование ради своих идеалов. Признание этих женщин обществом послужило в дальнейшем толчком для женской эмансипации. Декабристки долгое время служили образцом для подражания у женских активисток всего XIX века.

Борьба за равноправие женщин была значительно усложнена всё ещё крепко устоявшимся образом женщины лишь как верной спутницы мужчины, и те женщины, которые выходили за привычные рамки семьи, встречали общественное неприятие. А женщины-профессионалки встречались с большим недоверием в кругах интеллигенции.

Однако явление декабристок, обративших на себя внимание всего просвещенного общества, появление целого слоя широко образованных женщин и первых профессионалок создали в этой сфере принципиально новую ситуацию. О женщинах, что называется, заговорили; они и их положение стали предметом обсуждения на разных уровнях общества.

Вопрос о правах «слабого пола» своими поступками и деятельностью ставили пока только отдельные женщины, ломавшие прежние стереотипы, пытавшиеся изменить старые нравственные критерии и подходы. Таких неординарных женщин называли словами А.С. Пушкина — «беззаконные кометы в кругу расчисленном светил».

Таким образом, яркая вспышка женщин-декабристок дала импульс тому, что с середины XIX века мы можем говорить о начале движения за эмансипацию женщин.

Продолжение читайте на сайте РАПСИ 1 мая