Трибунал по делам печати потребовал немедленного освобождения всех арестованных по «литературным делам», специальный суд считает, что санкции за недостоверные сведения могут применяться только к изданиям, но не их сотрудникам. Однако Совет народных комиссаров разъяснил трибуналу, что он ошибочно трактует декрет о собственном создании: каре могут подвергнуться и издания, и лица.

Для того, чтобы внести ясность в ситуацию утверждается положение о трибунале по делам печати, в котором разъясняется его состав, порядок рассмотрения дел и другие насущные вопросы. Согласно положению, защитниками и обвинителями по «литературным делам» могут быть любые граждане, имеющие политические права. Среди наказаний по такого рода преступлениям предусмотрены общественное порицание, ссылка из Петрограда или за пределы Российской республики, лишение политических прав или свободы.

РАПСИ продолжает знакомить читателей с правовыми новостями столетней давности, на дворе 29 января 1918 года.*


Трибунал по делам печати

Утверждено положение о трибунале по делам печати.

Трибунал по делам печати состоит из трех лиц, избираемых на срок не более трех месяцев р. и с. д. Для производства предварительного расследования при революционном трибунале печати учреждается следственная комиссия в составе трех лиц, избираемых советом р. и с.д. По поступлении жалобы или сообщения, следственная комиссия в течение 48 часов рассматривает их и направляет дело по подсудности.

Постановление следственной комиссии об арестах, обысках, выемках и освобождении арестованных действительны, если они приняты в составе коллегии из трех лиц. В случаях, не терпящих отлагательств, меры пресечения могут быть приняты единолично каждым членом следственной комиссии с тем, чтобы в течение 12 часов эта мера была утверждена коллегией следственной комиссии. Распоряжения следственной комиссии приводятся в исполнение красной гвардией, милицией, войсками и исполнительными органами республики.

Жалобы на постановления следственной комиссии передаются в революционный трибунал печати и рассматриваются в его распорядительном заседании. Следственная комиссия имеет право требовать от всех ведомств и учреждений доставления необходимых сведений и документов. В качестве обвинителей и защитников допускаются по выборам сторон все пользующиеся политическими правами граждане обоего пола.

Заседание революционного трибунала публичны, а решения окончательны и не подлежат обжалованию. Комиссариат по делам печати при совете р. и с. д. приводит в исполнение постановления и приговоры революционного трибунала печати.

Революционный трибунал определяет следующие наказания:

1) денежные штрафы

2) выражение общественного порицания

3) помещения на видном месте или в специальном издании опровержения ложных сведений

4) временно или навсегда приостановка издания, или изъятия его из обращения

5) конфискация в общенародную собственность типографии, или имущества издания

6) лишение свободы

7) удаление из столицы, а в отдельных случаях из пределов российской республики

8) лишение виновных всех, или некоторых политических прав.

Содержание революционного трибунала печати относится на счет государства.

***

Революционный трибунал по делам печати обратился к совету народных комиссаров с письмом, в котором указывает, что согласно декрету о трибунале печати, право репрессий по делам печати принадлежит исключительно трибуналу печати. Кроме того, по этому же декрету наказанию подвергаются не лица, а издания, а потому репрессии не должны распространяться на отдельных лиц.

На этом основании трибунал печати требует немедленного освобождения всех заключенных по литературным делам, изъятия из следственной комиссии всех дел о печати и передачи их в трибунал печати.

Совет народных комиссаров ответил, что трибунал печати неправильно толкует декрет и что каре могут подвергнуться не только издания, но и лица, а потому отказал в освобождении арестованных по литературным делам.

(Утро России)

Подготовил Евгений Новиков


*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены