В конце минувшей недели чиновники предложили россиянам отказаться от поездок в Турцию. Турфирмы обязаны вернуть несостоявшимся отдыхающим стоимость утраченных путевок, но пока не спешат это делать.

Практика показывает, что чиновники крайне редко вводят подобный «карантин» – каждое такое решение оборачивается для турбизнеса многомиллионным убытком. В свою очередь, попытки отдельных компаний затянуть споры с потребителями через суд могут утроить доходы клиентов.

Не ходите, дети...

Официальное сообщение «о наличии угрозы безопасности здоровья туристов в Турецкой Республике» 11 августа опубликовало Федеральное агентство по туризму. Поводом стали участившиеся случаи заражения энтеровирусной инфекцией отдыхающих на курортах в городах Сиде, Аланья, Белек, Кемер, Анталья и других. Всего за лето на специально открытую «горячую линию» поступило более полутысячи обращений, причем наибольшее число заболевших составили дети в возрасте до 14 лет. Выводы Ростуризма поддержали в Роспотребнадзоре и МИД России.

Согласно федеральному закону «Об основах туристской деятельности в РФ», сообщение Ростуризма о введении «карантина» предоставляет купившему путевку особые права на расторжение договора. Если клиент сделал это до начала поездки, туроператор обязан вернуть всю уплаченную за отмененную поездку сумму. «Установленное законом специальное право туриста на расторжение договора никак не может быть обременено какими-либо штрафными санкциями со стороны туроператоров (турагентов), поскольку реализация потребителем своего законного права не является проявлением какой-либо недобросовестности», – поясняют в Роспотребнадзоре.

Однако турфирмы пока не спешат удовлетворять требования клиентов. Так, оператор «НТК Интурист» в ответ на одну из претензий сообщил, что расторжение договора при отказе от поездки в «опасные страны» производится исключительно в судебном порядке. В противном случае потребитель считается отказавшимся от путешествия в одностороннем порядке, и компания вправе удержать из возвращаемой суммы фактически понесенные расходы. «Если турист обратится в суд, и договор будет расторгнут по причине возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране временного пребывания туристов угрозы безопасности их жизни и здоровья, то будет возвращено 100 процентов стоимости турпродукта», – поясняют представители туроператора.

Формально эти и другие участники рынка, отказывающиеся удовлетворять претензии несостоявшихся путешественников, правы – закон действительно в таких ситуациях предусматривает исключительно судебный порядок расторжения договора. «В создавшейся ситуации решение о досудебном урегулировании и его формах принимается каждым туроператором самостоятельно, исходя из его внутренней политики, – говорит заместитель директора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Павел Румянцев. – Некоторые компании предлагают альтернативные направления – такой подход представляется наиболее разумным и наименее затратным в любом аспекте. Иные участники рынка твердо рекомендуют туристам либо отправляться в поездку, либо разрывать договор и получать выплату за вычетом фактически понесенных затрат».

Основатель юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов также полагает нужным искать компромисс. По его мнению, в данной ситуации все в равной степени пострадавшие – и туристы, и туристические компании: «Вопрос лишь в том, кто понесет убытки. Очевидно, что туристы не могут ожидать судебного решения и хотят вернуть деньги здесь и сейчас, либо получить адекватную замену – например тур в другую страну. А туроператоры не в состоянии единомоментно выплатить такие суммы, тем более, что ни зарубежные отели, ни авиакомпании их не возвращают (для них сообщения Ростуризма «не указ»). «Перенос» оплаченных средств из одной страны в другую, например замена Турции на Тунис, также влечет для турфирмы прямые убытки. Таким образом, возникает неразрешимый конфликт, в котором ни та ни другая сторона не выигрывает. Поэтому в большинстве случаев находится компромисс – либо перебронирование даты, либо туристы меняют отель на другой, подальше от места локализации вируса. Таким образом, процент отказов очень незначительный, менее одного процента от числа бронирований, и ситуация в целом остается спокойной», – констатирует Георгий Мохов.

Скупой платит дважды

Практика последних лет свидетельствует, что почти все иски отказавшихся отправляться в опасные страны путешественников удовлетворяются. Десятки таких решений приняты в связи с закрытием для российских туристов Египта, той же Турции и ряда других стран.

Более того, попытка затянуть спор в надежде на нежелание клиента обращаться в суд чаще всего оборачивается для турфирм удвоением, а иногда и утроением убытков. Так, оператор «Библио-Глобус» отказался возвращать 73 тысячи рублей, уплаченных Царьковым и Левшиной за поездку в Тунис. Но буквально за несколько дней до вылета на территории страны был введен режим чрезвычайного положения, и российские власти рекомендовали соотечественникам воздержаться от поездок в туристических целях. Помимо основной стоимости тура в пользу несостоявшихся путешественников были взысканы неустойка и штраф за несоблюдение требований в добровольном порядке в том же размере: в сумме туроператор заплатил почти 220 тысяч рублей. Схожее решение было принято по иску Ларисы Бохонко, которая из-за закрытия авиасообщения с Египтом не смогла воспользоваться оплаченными путевками, к компании «Тез Тур» и многих других.

Эксперты не исключают, что политика туроператоров и складывающаяся практика могут привести к злоупотреблениям – по существу, туристам выгодно разрешать дело через суд. Хотя Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность расторжения договора только при соблюдении претензионного порядка – иск может подаваться, только если соответствующее письменное предложение ответчиком отклонено или проигнорировано. Обязательное предъявление жалобы установлено и туристическим законодательством.

В свою очередь, чиновники призывают разрешать вопросы «миром»: «Урегулирование финансовых вопросов в досудебном порядке не только будет являться для туроператоров (турагентов) проявлением социальной ответственности, но и позволит им найти решения, максимально учитывающие взаимные интересы обеих сторон договора», – заявили в Ростуризме. Схожего мнения придерживаются и в Роспотребнадзоре: «Как таковое право на судебную защиту никоим образом не исключает возможности достижения на этот счет соглашения сторон в случае заявления туристом соответствующего требования до направления иска в суд», – убеждены в ведомстве.

В Роспотребнадзоре обещают гражданам поддержку, в том числе помощь в подготовке претензий и исковых заявлений. А юристы напоминают, что потребители вправе обращаться в суд по месту своего жительства и освобождены от уплаты государственной пошлины.

Неоправданный риск

В профессиональных объединениях одобряют позицию Ростуризма. «Государственные органы не просто вправе, а обязаны, на основании выводов своих экспертов, выпускать рекомендации для россиян, в том числе касательно посещения тех или иных стран, – убежден Павел Румянцев. – Наличие вируса Коксаки зафиксировано во многих местах на побережье Черного и Средиземного морей. Хотя, по некоторым данным, с острыми кишечными инфекциями в медицинские учреждения Крыма обратилось больше людей, чем в больницы Антальи».

Иные некоторые участники рынка удивлены жесткой позицией федерального агентства, которое крайне редко признает ситуацию за границей опасной и официально объявляет «карантин». Например, такое решение не принималось даже в дни празднования Рождества по Юлианскому календарю, когда ракеты взрывались в наполненных православными паломниками Вифлееме и Восточном Иерусалиме.

Тогда как по закону для расторжения договора в льготном порядке требуется именно официальное и категорическое сообщение Ростуризма. Публикации других органов власти, в том числе МИДа и Роспотребнадзора, о грозящих туристам опасностях, формально не обязывают туроператоров возвращать стоимость потерянного отдыха. Например, Кемеровский областной суд отклонил иск Марии Кан, отказавшейся от полета в Бангкок после сообщения внешнеполитического ведомства о бунте в Таиланде (повстанцы захватили даже международный столичный аэропорт). Однако в те дни Ростуризм лишь «рекомендовал российским гражданам воздержаться от посещения Бангкока и отдельных районов... в туристических целях до нормализации обстановки». Такие рекомендации служители Фемиды не сочли доказательством подстерегающих туристку опасностей. Нормальной Московский областной суд признал и ситуацию в Египте в июле 2013 года – через неделю после военного переворота, в ходе которого погибли сотни человек.

Для справки

По данным страховщиков за 2016 год, Турция не отличается большим количеством обращений за медицинской помощью. По доле заболевших она находится лишь на седьмом месте, уступая Болгарии, Испании, Таиланду, Кипру, Черногории и Греции.

Павел Нетупский