Президент России Владимир Путин выступил за смягчение меры пресечения для попавших под следствие предпринимателей. Генеральная прокуратура и Верховный суд могут в ближайшее время внести поправки в законодательство, по которым бизнесменов нельзя будет отправлять под стражу, если против них не ведется активных следственных действий.

Последний год проблема административного давления на бизнес обсуждается на всех уровнях. Важные инициативы по ее решению приняли Верховный суд, Генпрокуратура, бизнес-омбудсмен… Вероятно, нынешнее заявление Путина по этой теме, которое прозвучало в ходе совещания по реализации крупных проектов на Дальнем Востоке, должно окончательно зафиксировать твердую государственную позицию по данному вопросу. Любое заключение под стражу предпринимателя без острой на то необходимости отныне может считаться не просто деструктивным, но и антигосударственным решением.

«Считаю абсолютно обоснованным, если при отсутствии активных действий по ведению следствия граждане, находящиеся под арестом, имею в виду предпринимателей, будут от заключения под стражу освобождены», — сказал Путин.

Он поручил Генпрокуратуре совместно с Верховным судом проработать и, если потребуется, внести изменения в законодательство. «Главное, чтобы решения были приняты оперативно», — акцентировал президент.

Тема борьбы с механизмом уголовного преследования как одним из самых востребованных способов воздействия на бизнес с целью его поглощения или неправомерного изъятия ведется еще с конца 2015 года. Тогда в послании Федеральному собранию Путин отметил, что лишь каждое четвертое дело из возбужденных в отношении предпринимателей доходит до суда: 46 тысяч в 2014 году из почти 200 тысяч возбужденных. При этом 15 тысяч из них развалились в ходе судебных процессов.

Очевидно, нынешнее заявление Путина следует расценивать как четкий призыв решительными мерами ликвидировать эту опасную для экономики страны проблему.

Запрет на помещение бизнесменов под стражу существует и сейчас, но правоохранительные органы обходят его, возбуждая дела по другим статьям. Суды продолжают способствовать давлению на предпринимателей, заключая их под стражу по обвинениям в мошенничестве в кредитной сфере или причинении ущерба путем злоупотребления доверием (ст. 159-159.3, ст. 165 УК РФ). Такие преступления вменяются предпринимателям чаще всего.

Напомним, Верховный суд (ВС) РФ в ноябре прошлого года принял ряд серьезных решений, защищающих права предпринимателей во время их уголовного преследования. В том числе Пленум ВС РФ подчеркнул безусловный запрет (согласно ст. 108 УПК РФ) применения ареста к лицам, совершившим преступления в сфере предпринимательской деятельности, этот запрет распространяется на арест обвиняемых в мошенничестве, растрате или отмывании доходов.

Чтобы сократить число случаев необоснованного привлечения предпринимателей к уголовной ответственности, Пленум указал судьям при рассмотрении жалоб о законности возбуждения уголовных дел по статьям о мошенничестве требовать заявление от потерпевших.

Кроме того, в постановлении Пленума ВС РФ особо указано, что нахождение обвиняемого под арестом должно служить смягчающим обстоятельством при вынесении наказания.

Можно предположить, что в ближайшее время пленум ВС РФ закрепит требование Путина новым постановлением, основанием для которого способна стать инициатива Уполномоченного по защите прав предпринимателей Бориса Титова. Месяц назад он предлагал рассматривать вопрос о мере пресечения разными судами.

Бизнес-омбудсмен считает, что суд первой инстанции должен избирать меру пресечения только два раза на два месяца, в следующий раз продлить ее может только суд вышестоящей инстанции. А спустя полгода после ареста — только Верховный суд. Титов убежден, что лишение свободы предпринимателя может иметь смысл только на самом первом этапе, когда для проведения быстрого следствия бывает полезна изоляция его от подельников. В дальнейшем заключение бизнесмена лишено всякого правового смысла.

Кто воплотит это в жизнь

Предложение Путина вызвало воодушевление у бизнес-омбудсмена. «Мы очень рады, что президент четко и ясно заявил о пагубности нынешней практики затягивания содержания предпринимателей в СИЗО. Заключение бизнесменов под стражу слишком часто используется силовиками как средство давления, в том числе и в собственных корыстных интересах», — напомнил о сути проблемы Титов.

Вполне вероятно, основанием для нынешнего решения Путина стал доклад с предложениями бизнес-омбудсмена, представленный президенту в конце мая этого года. Тогда Титов утверждал, что необходимо активнее требовать от судей замены содержания предпринимателей в СИЗО на домашний арест.

Также уполномоченный по правам предпринимателей предлагал гарантировать бизнесменам, что их не поместят под стражу в период следствия, если те внесут залог в размере инкриминируемого им ущерба. По мнению Титова и других экспертов, это может защитить бизнес от краха из-за неправомерного вмешательства правоохранительных органов.

Согласно данным опроса, приведенным в докладе уполномоченного по защите прав предпринимателей, у 67,4% бизнесменов, подвергшихся уголовному преследованию в последние годы, бизнес был полностью разрушен, у 24% — разрушен частично.

Еще одним государственным органом, играющим сегодня большую роль в защите предпринимателей от административного давления, является прокуратура. Только в 2016 году ее сотрудники выявили более 150 тысяч нарушений, связанных с осуществлением государственного и муниципального контроля в отношении предпринимателей.

В начале этого года Путин напомнил, что надзор за деятельностью контролирующих инстанций по-прежнему остается актуальной задачей прокуратуры. Добросовестный бизнес должен быть надежно защищен со стороны государства от необоснованных проверок и иного давления, убежден президент.

Год назад, после завершения экономического форума, прокуратурой был создан специальный электронный адрес, на который только за полгода поступило более 500 обращений предпринимателей. Они были связаны с рейдерским захватом имущества, необоснованным уголовным преследованием и долгами по оплате выполненных госконтрактов.

Примерно в то же время генпрокурор потребовал от своих подчиненных привлекать к ответственности, вплоть до уголовной, сотрудников правоохранительных органов, которые оказывают давление на бизнес, допускают незаконные аресты коммерсантов, обыски и т.д. Возможно, после нынешнего заявления Путина какие-либо санкции будут введены и в отношении участников судебного процесса, которые необоснованно отправляют предпринимателей в места лишения свободы.

Позитивные изменения

Солидарная активность прокуратуры и бизнес-омбудсмена в реализации требований президента по защите бизнеса от административного давления уже приносит первые заметные результаты. Если в июле прошлого года в изоляторах находились 6,9 тысячи фигурантов экономических дел, то в первом квартале этого года их число сократилось на 22,5% — до 5,3 тысячи предпринимателей. Число помещенных под домашний арест бизнесменов выросло сразу на 54,4%.