Аркадий Смолин, обозреватель РАПСИ

 

Массовое переселение пользователей Интернета в "социальное измерение", по всей видимости, становится первым шагом киберпаспортизации. Мечта поэтов о мировом гражданстве превращается в реальность в виде "виртуальной прописки" - профайла Facebook или любой другой социальной сети.

Анонимность

В этом контексте обосновано выглядит обеспокоенность российских властей анонимностью Интернета. Впрочем, принуждение блогеров подписываться настоящими именами или же выписка паспортных данных всех покупателей модемов решению проблемы не поспособствует.

Анонимность Интернета – заключается вовсе не в трудностях идентификации личности пользователя (суды над Терентьевым, Ширинкиным и другими "анонимными" блогерами это наглядно подтверждают). Проблема – в неограниченных возможностях пользователей клонировать себя, создавать двойников, виртуалов ("фиктивных личностей", выдающих себя за другое лицо), что приводит к невозможности составления исчерпывающего "личного дела".

Прописка

Долгое время шли споры о том, что считать местом "Интернет-прописки". Напрашивающийся ответ – e-mail. Однако оказалось, что средний пользователь меняет адрес электронной почты примерно раз в два года. Кроме того, зачастую используется несколько адресов для различных целей: работы, личной переписки, регистрации на разных сайтах. Аналогичная проблема и с блогами. Принципиальное отличие профайла в социальной сети от блога состоит в том, что анонимность или фиктивное имя здесь прямо противоречит смыслу ее использования.

Подавляющее большинство пользователей имеют только один профайл в социальной сети, подписанный настоящим именем. Конечно, они могут числиться в нескольких соцсетях, но реальная активность обычно проявляется в какой-нибудь одной. Таким образом, пользователи сами привязывают себя к своим профайлам, которые рано или поздно будут признаны местом прописки в Интернете.

Смерть Веба

С такой уверенностью прогнозировать этот факт нам позволяет тенденция стремительного поглощения социальной сетью Facebook всего Интернет-пространства. Клеймо Facebook в виде кнопки «Мне нравится» стоит сегодня уже практически на всех популярных сайтах. Даже большинство блогов ведут параллельную трансляцию в социальную сеть. Наконец, недавно прошла презентация системы, которая позволит пользователям идентифицировать себя с любыми приложениями с помощью аккаунта социальной сети.

Очевидно, что социальная сеть способна вместить в себя все востребованные Интернет-услуги настолько, что выходить в Веб больше не понадобится – условно говоря, место поисковой строки Google займет профайл Facebook. Таким образом, профиль в социальной сети можно считать "виртуальным паспортом" пользователя, содержащим все основные данные: имя, дату рождения, место работы и проживания, фотографии, а зачастую – и телефон, имена родственников, список имущества.

Государственный Facebook

Такая исчерпывающая информация и относительно стабильная привязка пользователя к одному профайлу позволяет безболезненно распространить действующие юридические механизмы в Сети, приравняв виртуальные права и обязанности граждан к офлайновым.

Поэтому, чем сильнее будет привязка пользователя к профайлу, тем органичнее  пройдет внедрение законодательного поля в Интернет (очевидно, что сила государственного наказания и поощрения должна быть эквивалентна ценности данного конкретного профайла в соцсети). В этой связи можно попробовать предсказать появление государственных социальных сетей в разных странах. Регистрация в них будет обязательной и приравненной к гражданству (альтернативный вариант – всеми признанная единая всемирная сеть – например, Facebook).

В этом случае наказанием за преступление может быть не только реальное, но и виртуальное лишение свободы (временная блокировка, "бан", ограничение пользования, например, одной почтой). Аналогичным образом могут взиматься штрафы. За Интернет-преступления пользователей можно будет приговорить к исправительным работам в Сети (например, распространителей спама целесообразно заставить бороться с оным же).

Виртуальный паспорт

Для этого достаточно признать на государственном уровне профайл какой-либо социальной сети официальным "виртуальным паспортом".

Наличие у государства ресурсов для этой цели доказывает история: еще в середине ХХ века более трети граждан СССР не имели паспортов (в частности большая часть крестьян получили "красную книжечку" лишь в 60-е годы). Никакой принудительной паспортизации не было. Однако очевидная выгода в виде расширения прав и уровня защищенности стимулировало стремительное распространение паспорта.

Одним из стимулов такого рода, например, может стать защита собственного имени. Государственное признание профайла соцсети "виртуальным паспортом" оградит пользователей от вредоносной деятельности клонов. Сегодня в Рунете чрезвычайно распространены диверсии против репутации (личной, деловой и политической) влиятельных людей, начиная от президента и заканчивая бизнесменами.

Для этого достаточно создать учетную запись со схожим именем, скопировав туда данные жертвы. Получив копию чужого профиля, вредитель начинает копировать стиль жертвы, искажая смысл его высказываний, или проникает в нужное сообщество, где дискредитирует свою жертву.

Кибершизофрения

Получается, что государственное участие в социальных сетях способно воплотить в реальность утопию о построении правового общества? На самом деле, все, существенно, сложнее. Расширение жизненного пространства традиционно сопровождается пропорциональным снижением возможностей контроля личной безопасности. Поскольку пространство социальной сети неограниченно, вполне можно ожидать возникновение новых глобальных эпидемий и пандемий.

Первой такой «болезнью» социальной сети может стать массовая потеря контроля над собственной личностью. Математическую модель такого «вируса» месяц назад продемонстрировали ученые. По данным РБК, программа в онлайн-режиме отслеживала поведение, социальные связи и пристрастия пользователя социальной сети.

Приобретя такую программу или создав аналогичный "вирус" преступники смогут общаться со знакомыми жертвы на ее же лексиконе, а также оперировать фактами из личной жизни. Не вызвав подозрения, мошенник сможет запросить у знакомых жертвы какую-либо критичную информацию.

Таким образом, мы можем столкнуться с новым явлением, когда мошенники будут завладевать "индивидуальностью" пользователя, используя ее в качестве маски для совершения противоправных действий. Если украденные данные вроде номера кредитной карты и паролей жертва сможет впоследствии изменить, то отказаться от своего характера, привычек и памятных событий будет крайне непросто.

Смерть шпионажа

Впрочем, в случае с социальными сетями даже полная анонимность не является гарантией безопасности. Ученые Техасского университета на практике подтвердили, что личность любого Интернет-пользователя, а также наиболее важную информацию о его деятельности и социальных связях можно определить с помощью перекрестных связей.

Допустим, имеется некая социальная сеть анонимных пользователей и другая сеть, пользователи которой легко опознаются. Между пользователями обеих сетей существуют связи, которые доступны сторонним наблюдателям. Аналогичная схема действует по отношению к блогам, электронной почте и другим сайтам, где необходима регистрация. Даже анонимные пользователи чаще всего используют один и тот же ник на разных ресурсах.

Взяв на вооружение математику, злоумышленники или какие-нибудь "органы" могут спокойно вычислять пользователей приватных соцсетей - как в массовом порядке, так и индивидуально.

PS

Поэтому простым пользователям социальных сетей сегодня остается либо воспользоваться операцией "суицид в Интернете", которую предлагают различные сайты, уничтожающие все следы вашего пребывания в социальных сетях, либо надеяться на появление компетентной Интернет-полиции.

На сегодняшний день, наиболее вероятным видится придание официального статуса «гражданству Facebook» в форме транснациональной государственной сети англоязычных стран. Инициатором этого процесса, скорее всего, выступит правительство США, которое должно найти рычаги влияния на основателя Facebook Марка Цукерберга. Однако именно Россия может стать родоначальником понятия Интернет-полиция.

Такой прогноз позволяют нам сделать сразу четыре фактора: повышенное внимание к новейшим течениям в Сети президента РФ Дмитрия Медведева (юриста и опытного блогера одновременно), отсутствие актуального законодательства об Интернете (в новый документ проще включить креативные идеи, чем провести их через поправки), а также разработанное поле дискуссии о необходимости государственного контроля за деятельностью Интернет-пользователей. Наконец, российские хакеры – давно признаны лучшими в мире профессионалами. Если их удастся привлечь к сотрудничеству с государством, Россия может, наконец, оказаться в первом эшелоне международных модернизационных процессов.