МОСКВА, 6 сен — РАПСИ. В составе Ассоциации юристов России (АЮР) создана профильная комиссия по юридическому наследию Второй мировой войны, международному гуманитарному праву, военным преступлениям и преступлениям против человечности, об этом сообщил сопредседатель организации Владимир Плигин. 

«В составе Ассоциации была создана специальная профильная комиссия по юридическому наследию Второй мировой войны, международному гуманитарному праву, военным преступлениям и преступлениям против человечности. Представители комиссии принимают активное участие в разного рода мероприятиях. Сегодня много говорят о том, что должна выстраиваться образовательная программа в школах и вузах. Наши специалисты готовы принять самое активное участие в формировании учебной программы по истории, сделать свои предложения, которые касаются как истории, так и вопроса оценок совершенных действий», — заявил Плигин в ходе своего выступления на международном научно-практическом форуме «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы». 

Он отдельно отметил, что Россия всегда оставалась во главе гуманитарного процесса. 

«Поэтому роль Российской Федерации в этом направлении мы должны всячески подчеркивать. Российские общественные организации делают многое для того, чтобы вернуть в обиход принцип гуманизма. Мы должны иметь ввиду, что эта ценность становится крайне важной», — сказал Плигин.  

Забытый процесс 

Один из модераторов мероприятия член Президиума АЮР Александр Савенков обратил внимание на то, что очень важно привлекать к подобным обсуждениям не только политологов и историков, но и юристов.  

«В Институте государства и права Российской академии наук идет активная работа по сохранению правового наследия Нюрнбергского, Токийского и Хабаровского процессов. И в Нюрнберге, и в Токио, и в Хабаровске работала группа юристов высочайшего международного класса. И результат их работы – не просто тема для обсуждения и размышления. Это юридические факты, с которыми не поспоришь и на которые надо опираться», — уточнил Савенков. 

Кроме того, он рассказал, что в пятидесятые годы итоги Хабаровского процесса были освещены советской пропагандой так, как не освещался ни один процесс. 

«Был сделан перевод результатов Хабаровского процесса на многие языки. Перевод распространился пятидесятитысячным тиражом, но, к сожалению, не стал изучаться. Да, безусловно, Хабаровский процесс не международный по составу участников, но по своему значению он ничем не отличается ни от Нюрнберга, ни от Токио», – отметил спикер. 

Савенков добавил, что в прошлом году в Институте государства и права РАН был создан исследовательский Центр правового наследия Нюрнбергского процесса.  

В работе форума «Хабаровский процесс: историческое значение и современные вызовы» также приняли участие генеральный прокурор РФ Игорь Краснов, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, заместитель председателя Следственный комитет РФ, член Президиума АЮР Александр Федоров. 

Хабаровским процессом называют судом над бывшими военнослужащими Квантунской армии, который состоялся 25–30 декабря 1949 года и стал выражением принципиальной позиции Советского Союза в отношении разработки и применения милитаристской Японией бактериологического оружия. Полученные в ходе следствия признания японских военнопленных выходят за рамки одного события и имеют в настоящее время беспрецедентное значение для противодействия информационным атакам на историческую память о Великой Отечественной и Второй мировой войнах.