МОСКВА, 28 июн — РАПСИ. Как сохранить культурное наследие, почему нужно привлекать внимание к российским маркам и зачем нужна виртуальная карта достопримечательностей — обсудили в Общественной палате (ОП) РФ на презентации национальных брендов проекта «Живое наследие». 

«Я не разбираюсь в туризме, но очень много ездил по России и представляю, сколько интересного у нас есть. Но перед тем, как ехать, нужно знать, что именно смотреть. «Живое наследие» как раз об этом. Проект расскажет, как будут наполнены поездки по стране для граждан России и иностранцев. В ближайшие дни он будет запущен, сейчас идет согласование с коллегами из регионов», — сказал глава ОП РФ Валерий Фадеев.

Андрей Максимов и Валерий Фадеев // Владимир Бурнов, РАПСИ

Проект «Живое наследие» создан с целью обеспечить продвижение информации о ключевых локальных культурных брендах российских регионов. «Мы надеемся, что проект, который будет реализован при поддержке фонда президентских грантов, будет иметь глобальные масштабы. Основная наша идея заключается в популяризации локальных брендов. Мы хотим заниматься продвижением того, что известно, ценно и дорого в конкретном селе на национальный уровень», — сказал председатель комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов.

По словам общественника, единственный способ выжить культурному наследию — это стать брендом. Однако из-за того, что ресурсов на месте недостаточно, необходимо продвинуться от локального уровня к глобальному. «Для многих «забытых» культурных объектов и практик освещение на федеральном уровне и участие в этом масштабном проекте — шанс на сохранение», — считает Максимов. 

Для продвижения локальных брендов будет создан интернет-портал с электронной картой. На нее будут нанесены как широко известные достопримечательности России, так и уникальные культурные объекты и практики, пока известные в пределах одного региона, но имеющие потенциал для привлечения туристов. В частности, на портале можно будет найти карту с культурными сооружениями, уникальными поселениями, природными объектами, а также информацию о традициях, промыслах и гастрономии разных регионов России. 

Ресурс предусматривает возможность каждому желающему — путешественнику, эксперту или представителю сферы культуры и туризма — принять участие в пополнении карты культурных брендов и составлении туристических маршрутов. По словам Максимова, основные преимущества портала заключаются в формировании культурной сети с удобной навигацией, собрании информации обо всех локальных достопримечательностях и возможности составлять «народный список» брендов. 

Интернет-портал планируется запустить уже в июле этого года. В настоящий момент экспертное жюри в составе российских специалистов в сфере маркетинга территорий, развития туризма и сохранения культурного наследия провело отбор 500 наиболее значимых локальных культурных брендов российских регионов. При отборе использовалась методика, учитывающая как итоги различных рейтингов и конкурсов культурных достопримечательностей России, так и потенциал продвижения местных культурных объектов и практик на общероссийском и глобальном уровнях. Для выявления таких культурных брендов в ряде регионов были организованы экспедиции с участием федеральных экспертов, а также прошли семинары и проектные сессии в малых городах и исторических поселениях.