МОСКВА, 4 дек — РАПСИ. Система подготовки учителей к реализации современных федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по-прежнему остается неэффективной, сообщили РАПСИ в пресс-службе Общероссийского народного фронта (ОНФ).

К такому выводу пришли эксперты ОНФ и фонда общественного мониторинга «Национальные ресурсы образования», проанализировав доклад Министерства науки и высшего образования РФ о ходе выполнения соответствующего поручения президента.

Как рассказали в пресс-службе, в докладе Минобрнауки России сообщается о регулярной организации повышения квалификации педагогов всех российских школ, а также о распространении лучших практик и проведении методических мероприятий, оценить эффективность которых невозможно. По словам экспертов ОНФ, документ не содержит количественных и качественных результатов повышения квалификации педагогов и руководителей школ.

«К прошлому году, по официальным данным, доля учителей, прошедших соответствующую подготовку, превысила 90%. Однако более половины педагогов, постоянно участвующих в опросах ОНФ, отметили, что владеют не всеми необходимыми технологиями, а лишь теми методами и приемами, которые позволяют решать отдельные задачи. Между тем на повышение квалификации учителей, руководителей и других школьных работников с 2011 года выделялись значительные средства как в рамках программы «Развитие образования», так и из региональных бюджетов. Было предусмотрено внедрение модели, обеспечивающей непрерывность и адресный подход повышения их квалификации. К сожалению, говорить об эффективности сложившейся системы подготовки работников образования не приходится. В этом году педагоги отмечают все тот же дефицит научно-методической поддержки, что и прежде», — приводятся слова модератора площадки ОНФ «Образование», депутата Госдумы РФ Любови Духаниной.

Согласно опросу, проведенному ОНФ совместно с фондом «Национальные ресурсы образования», лишь четверть педагогов говорит о том, что владеет всем технологическим инструментарием, обеспечивающим реализацию требований ФГОС. Ещё 35% опрошенных считают, что их метод преподавания не соответствует требованиям образовательного стандарта, 25% заявили, что продолжают изучать ФГОС самостоятельно.

«Реализация ФГОС сопряжена с целым рядом методических проблем. Одна из них — новое требование, в соответствии с которым учителя должны самостоятельно составлять рабочую программу по своим предметам, основываясь на ФГОС. Однако сегодня далеко не все педагоги понимают и осознают суть образовательных стандартов. В первую очередь, это происходит из-за низкой эффективности системы подготовки педагогических кадров. Педагогам нужно давать возможность проходить повышение квалификации в других регионах, обмениваться опытом с коллегами, знакомиться с различными образовательными моделями», — цитирует пресс-служба эксперта ОНФ, директора средней школы № 29 в Йошкар-Оле Александра Кузнецова.

Опрос также показал, что для повышения квалификации учителям не хватает программ, которые были бы разработаны группой ученых и практиков. Такое мнение высказали 54% респондентов.

«ФГОС содержит современные прогрессивные требования как к результату, так и к процессу обучения в школе. Основное место в нем отводится выстраиванию гибкой образовательной среды и разработке насыщенных, пробуждающих интерес учащихся образовательных программ. Новый стандарт фокусирует внимание не на запоминании сведений и фактов, а на формировании культуры обучения, постановки и решения задач. Сейчас поиском технологий, обеспечивающих такой образовательный результат, занимается весь мир. Переход на новый принцип преподавания - залог вхождения российского образования в десятку лучших в мире. До тех пор, пока учителя в полной мере не освоят технологии реализации ФГОС общего образования, поручение президента следует оставить на контроле», — приводятся слова Духаниной.