МОСКВА, 28 сен — РАПСИ. Федеральная налоговая служба (ФНС) РФ с начала года исключила из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) более 330 тысяч недействующих фирм и компаний с недостоверными сведениями, а также внесла 800 тысяч записей в связи с наличием некорректных данных, сообщает ведомство.

Некоторые из опрошенных РАПСИ экспертов посчитали, что работа ФНС по снижению количества фиктивных данных в ЕГРЮЛ может затронуть и добросовестные компании.

Старший специалист юридического департамента А1 (Альфа-групп) Роман Серб-Сербин заявил о том, что ФНС активизировала свою деятельность, получив установку сверху на борьбу с фирмами-однодневками. Основным признаком фирм-однодневок является адрес массовой регистрации, когда на один адрес приходятся десятки и даже сотни юридических лиц. ФНС вносит в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений о компании, руководствуясь, в первую очередь, данным основанием, пояснил юрист.

«Вместе с тем в последнее время достаточно часто встречаются случаи, когда налоговики вносят такие записи безосновательно. Также встречаются случаи, когда указанные проблемы возникают уже на этапе регистрации. Налоговики просто отказывают в регистрации с указанием на то, что компания по адресу отсутствует, хотя учредители компании реально находятся по адресу и готовы к проверке налоговиков. Однако сотрудники налоговых инспекций на адреса для проверки не выходят и несправедливо отказывают в регистрации. Это явный перегиб и недоработка со стороны проверяющих органов», — отметил Серб-Сербин.

По данным эксперта, в большинстве случаев исключение из ЕГРЮЛ касается тех компаний, недостоверные сведения о которых были выявлены в 2017 году. Кроме того, Серб-Сербин рассказал о ситуациях, когда основанием для внесения записей о недостоверности данных является полученное сообщение от директоров или учредителей компаний, что они никогда не являлись такими директорами и учредителями.

«Это именно те случаи, когда компании регистрируют на подставных лиц против их воли. При этом такие директора и учредители узнают об этом, когда им приходит запрос из налоговой. В ответ на это они сообщают, что никогда ничего не имели общего с этой компанией и тогда налоговики вносят соответствующие записи. Однако в процентном соотношении такие ситуации встречаются значительно реже, чем в случае с «проблемным» адресом», — заключил Серб-Сербин.

Общественный омбудсмен и представитель Уполномоченного при президенте РФ по правам предпринимателей Александр Хуруджи обратил внимание на то, что ФНС в письме от 10 июля 2018 года о «О профилактике нарушений налогового законодательства» определила ряд признаков коммерческих компаний, которые могут свидетельствовать об их возможной непричастности к ведению финансово-хозяйственной деятельности. Среди таких признаков — предоставление «нулевой» отчетности, отсутствие работников, отсутствие договоров аренды с собственниками помещений, выдача доверенностей представителям с регистрацией в другом субъекте РФ, приближенные суммы доходов и расходов, большой (более 98%) удельный вес вычетов по налогу на добавленную стоимость, а также ряд других.

«Всего ФНС приводит более 20 признаков фирм-однодневок, и они не являются исчерпывающими. К тому же данные признаки весьма обыденны и достаточно часто встречаются и у реальных компаний. Поэтому поводы для опасений предпринимателей по поводу давления налогового администрирования есть всегда. Ключевым моментом в процедуре исключения организации из ЕГРЮЛ является отношение самой компании к действиям налоговых органов, если компания активно обжалует действия налоговой инспекции, то решение, как правило, принимается в её пользу. Фирмы-однодневки действия налоговиков не оспаривают, свою разовую функцию они уже выполнили, а реальный бизнес вынужден нести непредвиденные расходы на споры с налоговыми органами», — прокомментировал ситуацию Хуруджи.

Партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов отметил, что исключение организаций из ЕГРЮЛ и внесение записей о недостоверности данных является частью обычной работы ФНС.

«Полагаю, это связано с тем, что ФНС просто начала заниматься данным вопросом. Выявление может происходить в рамках налоговых проверок налогоплательщиков, по заявлению лиц, которые обнаружили, что являются собственниками или директорами обществ, а также по факту проверок действительного нахождения компаний по адресу регистрации», — заявил эксперт.