МОСКВА, 30 мая — РАПСИ. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России выдала предупреждение НК «Роснефть» из-за снижения объемов реализации нефтепродуктов, говорится в сообщении ведомства.

Помимо этого, антимонопольный орган запросил данные у предприятий группы «Газпром», а также уведомил 5 компаний — ОАО «ТАИФ-НК», АО «ФортеИнвест», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Татнефть» и АО «Антипинский НПЗ» о необходимости исполнения обязательств по четырехсторонним соглашениям. 

ФАС отмечает, что компании снизили объемы продаж нефтепродуктов, что могло послужить причиной роста цен на бензины марки АИ-92, АИ-95 и дизельное топливо.

«Согласно данным Росстата рост розничных цен по состоянию на 20 мая составил по бензину около 5,3% и на дизельное топливо около 5,9%. Рост розничных цен на АЗС имеет место по причине роста с марта этого года оптовых цен на нефтепродукты, в том числе вследствие недостаточности предложения нефтяными компаниями моторных топлив на биржевых торгах и во внебиржевом сегменте. Анализ ФАС показывает, что имеется неудовлетворенный спрос на нефтепродукты, как в биржевом, так и во внебиржевом сегментах», — указал заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.

Основная доля снижения объемов реализации нефтепродуктов, как отмечается в сообщении, приходится на НК «Роснефть». Кроме того, по ряду договоров, заключенных на биржевых торгах, были увеличены сроки отгрузки нефтепродуктов, что привело к несвоевременной поставке моторного топлива конечным потребителям. В ФАС поступают жалобы на действия компании, связанные с ограничением (снижением) объемов отгрузки нефтепродуктов мелким оптом.

В связи с этим НК «Роснефть» выдано предупреждение о прекращении в срок до 8 июня действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. Компании надлежит обеспечить производство светлых нефтепродуктов и их устойчивую поставку на внутренний рынок в объеме, предусмотренном обязательствами по четырехсторонниму соглашению. Также компании необходимо обеспечить достаточное предложение нефтепродуктов на внутреннем рынке путем увеличения производства и снижения их экспорта, предусмотреть недискриминационную реализацию моторных топлив.

Помимо этого, ФАС запросила у ООО «Газпром нефтехим Салават», ПАО «Газпром» и ПАО «Газпром нефть» в срок до 3 июня представить технико-экономическое обоснование увеличения отгрузки на экспорт прямогонных бензинов при одновременном изъятии их из своего технологического производства на фоне наличия неудовлетворенного спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке. В целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства и обеспечения потребности конечных потребителей моторным топливом, как отмечается в сообщении, ФАС считает необходимым компаниям принять меры по увеличению производства и поставки автомобильных бензинов и дизельного топлива на внутренней рынок.

Также компаниям — «ТАИФ-НК», «ФортеИнвесту», «Сургутнефтегазу», «Татнефти» и «Антипинскому НПЗ» были направлены уведомления об исполнении обязательств по четырехсторонним соглашениям. По итогам мониторинга исполнения соглашений за первый квартал 2018 года компаниями не были соблюдены обязательства по поставке светлых нефтепродуктов на внутренний рынок.

«В четырехсторонних соглашениях содержится оговорка о том, что в случае неисполнения обязательств по производству светлых нефтепродуктов в объемах, необходимых для обеспечения поставок на внутренний рынок, может быть рассмотрен вопрос об обеспечении соблюдения требований антимонопольного законодательства, в том числе о выдаче предупреждений», - отметил Голомолзин.

В 2011 году в целях недопущения дефицита нефтепродуктов в регионах Российской Федерации ФАС, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии заключили четырехсторонние соглашения с нефтяными компаниями, согласно которым компании в одностороннем порядке взяли на себя обязательства по реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию нефтеперерабатывающих мощностей, а также по производству светлых нефтепродуктов в объеме, оставляющем не менее 20% от объема переработанной нефти и их поставку на внутренний рынок.