В России набирает обороты новый способ неправомерного давления на работу муниципальных властей и правоохранительных органов. Действия блогера Алексея Навального наносят ущерб российскому бюджету, а также создают условия для сбоев в работе местных властей и служб обеспечения правопорядка. Поскольку происходящее существенно расширяет возможности криминальных элементов, эксперты предсказывают изменения в законодательстве. Тем самым, своими действиями Навальный добивается ужесточения законов о митингах.

Известность Алексея Навального опирается на его активность в Интернете. Поэтому не удивительно, что самый известный представитель виртуальной оппозиции использует проверенные интернет-технологии даже в своей оффлайн деятельности. Эксперты считают, что его нынешние взаимоотношения с муниципальными властями точнее всего будет называть DDOS-атакой.

Отсутствие на данный момент эффективных методов противодействия такой новой форме противоправного воздействия на государственные институты может привести к массовому применению обкатываемой сейчас методологии, что грозит крайне негативными для общества проблемами.

РАПСИ опросило юристов и изучило последствия применения новой технологии, равно дискредитирующей как государственные, так и гражданские, включая оппозиционные, институты.

Политический DDOS

Напомним энциклопедическое определение DDOS-атаки. «Это атака на сайт, основной целью которой является выведение его из строя путем подачи большого количества ложных запросов. В результате такой атаки сервера, обслуживающие сайт, вынуждены обрабатывать чрезмерный объём ложных запросов, и сайт становится недоступным для простого пользователя».

По мнению юристов, при замене слова «сайт» на «государственные органы», а «сервера» на «муниципальные власти» это определение вполне можно использовать для описания деятельности Навального в последние месяцы.

Например, 3 ноября МВД распространило пресс-релиз о том, что на День народного единства городскими властями согласованны запланированные публичные мероприятия с участием Навального в пяти городах страны: Брянск, Киров, Петрозаводск, Чебоксары, Якутск. Власти и органы охраны порядка все подготовили для акций, однако жители так их и не дождались, поскольку блогер не приехал.

Всего с 15 сентября сторонникам Навального были разрешены 177 акций в разных городах России. Не удовлетворено только 13. Тем не менее, блогер в большинстве случаев либо отказывался от посещения площадок для запланированных мероприятий, либо проводил их в другом месте. Получается, он вместо заявок на проведение своих акций он массово рассылал заведомо ложные запросы.

Самая важная деталь, что Навальный ни разу не предупредил власти об отказе о проведении согласованного мероприятия. Как результат, достаточно большие деньги и рабочее время госслужащих тратится на мероприятия по подготовке территорий, полиция и Росгвардия командирует личный состав для обеспечения порядка. На все это не только впустую уходят деньги налогоплательщиков, но, что еще тревожнее, эта бессмысленная работа отвлекает правоохранительные органы от решения текущих задач, что снижает уровень безопасности в городе.

«Сторонники Навального уведомили Брянские власти о желании провести акцию с количеством участников в 3 тысячи человек. Мы приняли и зарегистрировали обращение, но предложили провести акцию на другой площадке. Об отказе от проведения акции информации от организаторов не поступало, ответа от них не последовало. Мы предложили достойную площадку – 3 тысячи человек там поместились бы. Конкретные траты сложно назвать: подразделения МВД, кинологи, обследование территории и её уборка... Траты существенные», - прокомментировал ситуацию РАПСИ начальник правового управления Брянской городской администрации Игорь Ивкин.

Интересно, что время активизации применения Навальным этого метода отвлечения внимания властей и правоохранительных органов на негодные мероприятия совпало с новой волной «телефонного терроризма» в России, когда в разных городах поступали многочисленные звонки с ложными предупреждениями о минировании общественных объектов.

«Последствия действий Навального и телефонных террористов имеют много общего. Пока правоохранители перебрасываются в место, где ничего не происходит, ослабляется контроль за другими городскими объектами. Здесь еще к месту можно вспомнить притчу про мальчика, который кричал «волки, волки», пока не пришли настоящие. Хочется верить, что реальные экстремисты или даже обычные преступники не воспользуются последствиями таких провокаций. Считаю, что за такие попытки заспамить администрации и полицию должны применяться меры ответственности аналогичные наказаниям за заведомо ложные сообщения об угрозе безопасности», - прокомментировал ситуацию адвокат Владимир Александров.

«Было бы неплохо вычитать эти деньги у организаторов подобных провокаций», - высказал свое мнение адвокат Александр Глушенков о возможных поправках в законодательство в связи с необходимостью пресечь новую форму давления на власти, создающую угрозу общественной безопасности.

Этическая сторона

Важно добавить, что новый формат деятельности Навального направлен не только на попытку нарушить работу государственных органов, но и дискредитирует гражданскую активность, в том числе оппозиционную. Создается ощущение, что своими последними заявлениями блогер целенаправленно пресекает возможности для собственных сторонников применения любых моральных ограничений и этических категорий в оценке своих поступков.

«Скандальные заявления вызывают инстинктивную брезгливость у рефлексирующих людей, а поскольку Навальный сейчас ассоциируется с любой протестной активностью, то такая реакция, скорее всего, распространится на любые митинги оппозиции. Поэтому люди, настроенные критически к властям, которые могли бы поддержать конкурента Навального на оппозиционном фланге, вероятно, на некоторое время попросту потеряют интерес к политике. Зато у фанатичных поклонников будут сняты последние ограничения и тормоза, что позволит в будущем использовать их для радикальных акций», - считает политолог Владимир Ермаков.

Характерно, что провокационность заявлений Навального растет параллельно с увеличением количества его ложных запросов на уличные акции. Для этого используются любые горячие поводы. Даже такая трагедия как обрушение подъезда девятиэтажного жилого дома в Ижевске, в результате которого уже погибло шесть человек, включая двух детей, стало поводом для привлечения внимания Навальным к своей персоне.

Вместо соболезнований родственникам погибших, он предпочел напомнить о своем митинге. Более того, Навальный обвинил государственные службы в бездействии, в тот момент, когда спасатели, рискуя жизнью, разбирали завалы и спасали жизни оказавшихся под ними людей. «В Ижевске обрушилось полдома. Но местные силовики заняты не этим, а предотвращением моего митинга в субботу», - написал Навальный у себя на странице в Twitter.

«Похоже, что Навального интересует только стремление любыми средствами удержаться в медийном поле. А трагедия, унесшая жизни людей, для него всего лишь инструмент пропаганды. Это и есть «пляски на костях», - считает политолог.

Когда человеческая трагедия воспринимается лишь как препятствие для митинга, тогда и аресты участников этих митингов проще оценивать (в том числе и простым читателям) лишь как критерий его успешности.

Адвокаты рассматривают подобные намеренно скандальные заявления как продолжение безответственных и откровенно провокационных призывов Навального, адресованных в том числе и несовершеннолетним, выходить на несогласованные акции и идти на прямую конфронтацию с правоохранительными органами. При том, что никакой помощи задержанным и тем более осужденным, Навальный и сотрудники его штаба так и не оказали.

В связи с тем, что основную часть аудитории Навального составляет молодежь, адвокаты выказывают опасения, что такой радикальный отказ от этических норм в его заявлениях может привести к маргинализации поведения его сторонников, чем впоследствии могут воспользоваться экстремистские группировки.

Имитация запрещенности

В продолжение этой проблемы необходимо заметить, что деятельность Навального размывает базовые правовые понятия: в том числе дифференциацию между реальным и имитационным запретом.

Когда запрещенными называются такие аморфные организации, как деятельность ФБК Навального, это вызывает в обществе снисходительное отношение к самому понятию «запрещенная организация», что в итоге может привести снижению порога критической оценки угроз от действительно опасных организаций – таких как ИГИЛ (организация запрещена в России) или местные агрессивные провокаторы.

«Считая, что деятельность террористических или экстремистских организаций – такое же развлекательное шоу, как активность Навального, граждане могут нанести себе и окружающим реальный вред, решив поучаствовать в их преступлениях, несмотря на предостережения и запреты правоохранительных органов», - опасается адвокат Александров.

Если же говорить о сегодняшнем дне, то имитация Навальным запрещенности своей деятельности и другой откровенный обман своих сторонников приводит к тому, что граждане нарушают закон, даже не желая того.

Например, завтра в Ижевске планируется встреча с Навальным на арендованной у ТСЖ площадке во дворе многоквартирного дома. При этом он ввел в заблуждение жильцов дома, ведь по закону даже на частных территориях надо подавать официальные заявки на проведение политических акций.

Последствия

Очевидно, что до тех пор, пока не будут разработаны инструменты правового ограничения описанной стратегии, Навальный (и, возможно, другие менее публичные фигуры) намерен активно ее использовать и расширять. В частности, юристы предсказывают, что ближайшее время аналогичная DDOS-атака может обрушиться на суды. В качестве пробного шага эксперты оценивают подачу Навальным заведомого незаконного иска к Президенту России Владимиру Путину.

Напомним, блогер потребовал признать незаконными действия главы государства, вызвавшие якобы отказы муниципальных властей согласовать митинги. «Конечно, суд отказал Навальному. Это сфера ответственности муниципальных властей. Президент не вмешивается в их деятельность, а значит не может выступать ответчиком по вопросу о митингах», - пояснил Глушенков.

Тем не менее, сотрудники суда потратили свое время и усилия на рассмотрение заявки. Медийное освещение иск получил. А значит, истинные цели заявка достигла. В дальнейшем, есть риск, что такие иски могут подаваться в массовом порядке.

Символичным жестом окончательной смены Навальным своей стратегии могут стать события ближайших выходных, на которые блогером заявлено как минимум четыре разрешенных митинга. Однако ни на один из них Навальный, скорее всего, не приедет, демонстративно предпочтя незаконную встречу во дворе ижевского дома – в городе, где он даже не пытался подавать заявку на митинг, и где теперь своей провокацией создает угрозу правовых последствий даже не только участникам акции, но и простым жителям дома, которых он не предупредил об ответственности за несогласованное предоставление площадки.