МОСКВА, 16 ноя - РАПСИ. Руководство ОАО «АК «Трансаэро» представило план работ по возобновлению деятельности авиакомпании.

В документе говорится, что руководство «Трансаэро» во главе с генеральным директором Александром Бурдиным проанализировало варианты действий, которые позволили бы осуществить возврат денежных средств кредиторам через перезапуск авиакомпании на основе ее активов. В частности, с осени 2015 года рабочей группой под руководством Бурдина совместно с консультационной компанией McKinsey & Company была проведена значительная работа по анализу рынка авиационных перевозок в России.

Новая авиакомпания, созданная на базе «Трансаэро», на первом этапе планирует не входить в высококонкурентный и перегруженный Московский авиаузел, избегая лобовой конкуренции с крупнейшими авиакомпаниями, а создать компанию двойного базирования: Северного (Санкт-Петербург) и Южного (Сочи, Краснодар, Симферополь) направлений. Авиаперевозчик постарается «занять оголенные рыночные ниши, которые остались после ухода «Трансаэро», а также быстрорастущий и сегментированный туристический рынок Юга России».

По информации Бурдина, «к 2018 году парк авиакомпании может состоять из 30 самолетов: 15 самолетов B737-800, 10 самолетов B737-MAX и 5 самолетов SSJ100 для обслуживания региональных ниш. Численность персонала новой авиакомпании будет оптимизирована. Планируется, что бывший персонал «Трансаэро» составит основу штатного расписания. К 2018 году летный персонал компании будет насчитывать 237 пилотов и 455 бортпроводников». 

Предполагаемые инвестиции в новую авиакомпанию могут составить до 75 миллионов долларов до конца 2018 года включительно, говорится в документе. «Выход на безубыточность ожидается к концу 2018 года. К 2020 году объем выручки может составить 36 миллиардов рублей. Исходя из мировой практики, при достижении указанных выше операционных и финансовых показателей рыночная стоимость такой авиакомпании может составлять 1-1,2 миллиарда долларов США», - сказал гендиректор.

На сегодняшний день «Трансаэро» потеряла большую часть парка воздушных судов и провела процедуру вынужденного увольнения сотрудников (из 10,6 тысячи человек в компании работают около 200 специалистов). В то же время в распоряжении авиакомпании остаются некоторые активы (воздушные суда в собственности, техническая база и техсредства, ИТ-решения), а также значительный коллектив пилотов, бортпроводников, технического и управленческого персонала, сохранивший лояльность к авиакомпании и готовый выйти на работу в любой момент, сообщила «Трансаэро». 

Ранее авиакомпания «Трансаэро» не смогла обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами около 250 миллиардов рублей. Сертификат эксплуатанта авиакомпании был отозван с 26 октября 2015 года. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 16 декабря 2015 года признал обоснованным заявление Сбербанка о банкротстве «Трансаэро» и ввел в компании процедуру наблюдения.

Схема выхода из банкротства 

Суть предложения кредиторам состоит в следующем. В большинстве успешных выходов из банкротства международных авиакомпаний за последние 10 лет (Delta Airlines, Nortwest Airlines, JAL, Alitalia и Air Berlin) применялась схема выделение «хороших» и «плохих» активов. «Хорошая» авиакомпания концентрирует в себе бизнес-ядро, способное приносить прибыль - самолеты на новых условиях лизинга, персонал с новыми трудовыми договорами, ИТ-системы и другие активы, необходимые для дальнейшей деятельности. Дальнейшие действия с «хорошей» авиакомпанией - продажа частным инвесторам, покупка или слияние с другой авиакомпанией, интеграция ее деятельности. Также есть и «плохая» авиакомпания - на ее балансе остается основной долг и нежелательный парк старых воздушных судов. Дальнейшие действия: ликвидация. 

Замещение активов является одной из предусмотренных законом о банкротстве мер по восстановлению платежеспособности должника, представляющей собой создание на базе его имущества одного или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного ОАО в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности, то есть акционерному обществу. Принятие решения о проведении замещения активов должника возможно либо на стадии конкурсного производства, либо должно быть включено в план внешнего управления. Результатом проведения замещения активов является обмен должником своих активов на акции вновь созданного АО. Таким образом, кредиторы получат доли пропорционально долгу, но уже в новой работающей компании. 

Перемещённые и не подлежащие использованию в работе новой авиакомпании активы реализуются, а полученные от реализации средства инвестируются в развитие новой авиакомпании. Также возможно привлечение в новую авиакомпанию новых заинтересованных акционеров (в том числе из числа кредиторов, пожелавших увеличить свою долю). Кроме того, новая авиакомпания получает «чистый баланс» и, в случае выполнения поставленных целей согласно бизнес плану, может претендовать на получение долгового финансирования. 

По информации авиакомпании, данная схема, безусловно, не гарантирует полного возврата денежных средств кредиторам и сопряжена с рядом рисков. Однако, по мнению руководства «Трансаэро» и, исходя из мировой практики банкротств авиакомпаний, она является единственной возможностью возврата всех или значительной части средств кредиторов. «В настоящий момент кредиторы могут получить не более 3-5 копеек на каждый вложенный рубль предоставленных кредитов. Предложение руководства «Трансаэро» дает возможность получить как минимум в десять раз больше от указанной минимальной величины», - говорится в документе. 

Важно, по информации компании, не забывать и другие, нефинансовые последствия реализации данной схемы. «Нельзя забывать и об интересах лизингодателей, многие из которых так и не смогли эффективно распорядиться возвращенным им флотом «Трансаэро». Для них новая авиакомпания станет возможностью вновь зарабатывать на эксплуатации самолетов. Российские авиапроизводители, чья продукция также включена в бизнес-план новой авиакомпании, также выиграют в случае успешного перезапуска. Государственный бюджет получит больше налогов, а ценообразование на рынке, за счет увеличения конкуренции, будет более сбалансированным», - отметила авиакомпания.