МОСКВА, 23 июл — РАПСИ. Замглавы конституционного комитета Совета Федерации Константин Добрынин назвал хаотичными и плохо скоординированными решения российских госорганов в связи с иском экс-акционеров ЮКОС и предложил премьеру Дмитрию Медведеву создать единый институт, который занимался бы сопровождением подобных затрагивающих интересы государства юридических споров и предотвращением ареста российского имущества за рубежом, передает РИА Новости.

«Представляется необходимым создать отдельный механизм, возможно в виде специально уполномоченного государственного органа или специального представителя, принимающего ответственность за управление рисками, связанными как с уже сложившимися обстоятельствами, так и с вполне возможными новыми претензиями третьих лиц к РФ или экономическим субъектам РФ», — говорится в письме сенатором на имя Медведева.

Добрынин рассказал РИА Новости, что в письме обращает внимает на то, что арест российских активов с угрозой обращения на них взысканий в рамках дела бывших акционеров ЮКОС «может стать не единичным, пусть и весьма крупным, случаем, но прецедентом». «Опираясь на него, многие зарубежные корпорации и даже государственные структуры других стран могут попытаться повторить путь экс-бенефициаров ОАО НК ЮКОС, де-факто применив к России дополнительные косвенные квазифинансовые санкции. В той общественно-политической атмосфере, которая складывается сегодня на Западе в связи с Россией и отношениями с Россией, это вполне реально», — пишет сенатор в обращении.

При этом Добрынин убежден, что в распоряжении России до сих пор «частично» имеются правовые возможности для предотвращения ареста российских активов и отклонения иска. «Главный вопрос в том, чтобы создать соответствующую инфраструктуру на уровне исполнительной власти России, а также выработать и привести в действие эффективный алгоритм защиты законных национальных экономических, финансовых и правовых интересов страны», — считает он.

По замыслу сенатора, специально уполномоченный институт должен быть наделен полномочиями по координации работы всех госорганов, к компетенции которых относятся «возможные юридические и финансовые последствия развития ситуации» вокруг дела ЮКОСа, в том числе Минфина, Минюста, МИД и Банка России.

К созданию и организации деятельности такого органа важно привлечь Федеральную палату адвокатов и корпоративных юристов, так как именно эти представители российского юридического сообщества обладают необходимой правовой компетенцией и практическим опытом в подобного рода форс-мажорах, полагает Добрынин.

Статус и функции такого специального органа или представителя российской власти должны быть закреплены указом президента или специальным федеральным законом, считает сенатор.

«Опасность крупного ущерба для России в результате определенных действий западных истцов и зарубежных правоприменительных органов диктует важность скорейшего принятия решений по этому комплексу вопросов для скорейшей выработки фундаментально иного пути юридического администрирования данного проекта. Дальнейшие просчеты в этой части способны привести не просто к существенному ущербу, но к подрыву финансового суверенитета России», — объясняет Добрынин в письме.

По его мнению, главным недочетом в деятельности российских госорганов как представителей ответчика по искам экс-акционеров ЮКОС стал «весьма низкий уровень координации усилий на фоне недостаточно серьезной концептуальной проработки вопроса об аргументированном противодействии истцам, а также кулуарный и хаотичный способ принятия стратегически значимых решений по проекту в закрытом административном режиме».