МОСКВА, 10 дек - РАПСИ. Эффективно проводить оздоровление публичной власти невозможно при отсутствии административных судов, куда должны поступать жалобы на нормативно-правовые акты, заявил в ходе Второго Международного юридического конгресса "Диалоги о будущем", организованным РИА Новости совместно с РАПСИ, первый заместитель председателя Верховного суда РФ Петр Серков.

Он напомнил, что Верховный суд последовательно отстаивает необходимость введения административного судопроизводства, которое прямо предусмотрено Конституцией Рф, и вносил соответствующие законопроекты в 2000 и 2006 году.

"Однако данная тема так и не получила развития, несмотря на то, что в России отмечается насущная потребность в административном судопроизводстве, призванном решать задачу по обеспечению прав и свобод граждан, каждому из которых гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также эффективно проводить оздоровление публичной власти", - отметил Серков.

По его мнению, каждая из четырех предусмотренных законом форм судопроизводства - конституционная, гражданская, уголовная и административная - должны нести свою правозащитную нагрузку.

Однако, так как административное судопроизводство, так и не работает, его функции частично поглощены судами общей юрисдикции и частично арбитражными судами, сообщил первый зампред Верховного суда.

"Вместе с тем о полноценной защите прав и свобод можно говорить только при условии совокупного и синхронизированного действия всех четырех форм судопроизводства. А отсутствие административных судов снижает эффективность правосудия", - считает он.

Он пояснил, что гражданское судопроизводство не обладает полномочиями отсутствующего административного, так как не предполагает оценку деятельности госорганов.

"Таким образом, значительный сегмент остается за пределами судебного контроля, ведь именно административные суды могут проверять нормативно-правовые акты, причем абсолютно всех ветвей власти в любом направлении", - подчеркнул Серков.

На его взгляд, нельзя распределять функции административных судов между судами общей юрисдикции и арбитражными.

"И если в юридической литературе отсутствует прямое указание, что административные дела подсудны судам общей юрисдикции, то про арбитражные суды в этом плане вообще нет упоминаний", - отметил он.

В свою очередь заместитель председателя Высшего арбитражного суда РФ Артур Абсалямов отметил, что претензий по порядку рассмотрения (административных дел) и качеству к арбитражным судам нет.

"Конституционный суд в лице председателя в одном из постановлений сказал, что у правосудия должна быть одна голова. Скажет КС или законодатель, как должно строиться административное судопроизводство, мы так и сделаем. Спорить мы не будем", - заключил Абсалямов.