РАПСИ продолжает совместный проект с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Он посвящен истории развития правовых институтов в Советском Союзе — истокам действующих сегодня в России и мире норм. 

Процесс распада Советского Союза сопровождался существенным изменением конституционных норм. Принципиально важным нововведением стало появление в Основном законе главы «Права и свободы». Распространение в нашей стране доктрины прав человека привело к появлению института омбудсмена – о его роли в развитии гражданского общества и признании международным сообществом рассказывается в завершающей части исследования. 


Распад СССР кардинально отразился на содержании отечественной Конституции. Поправки 1989-1992 годов в Основной закон РСФСР провозгласили отказ социалистической модели общественного развития и от руководящей роли КПСС в политической системе, впервые были узаконены множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной, признаны политический плюрализм и концепция разделения властей.

В соответствии с теорией разделения властей была проведена реорганизация институтов государственной власти (учреждены институт Президента Российской Федерации, Конституционный Суд). Коренным образом обновлена избирательная система, а в текст Конституции РСФСР включена Декларация прав и свобод человека и гражданина РСФСР, принятая 22 ноября 1991 года.

В этой Декларации впервые провозглашалась приверженность российских законодателей естественно-правовой доктрине прав человека, что выражалось в закреплении следующих важных положений: 

• равенства всех перед законом и судом;  

• права приобретения и прекращения гражданства в соответствии с законом РСФСР; 

• права на жизнь; 

• права на свободу и личную неприкосновенность; 

• права на неприкосновенность частной жизни, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений; 

• права на уважение и защиту чести и достоинства; 

• права на жилище; 

• неприкосновенность жилищ; 

• права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РСФСР; 

• права на свободу мысли, слова, на беспрепятственное выражение своих мнений и убеждений; 

• свободу совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности;  

и др.


Важно особо отметить, что в соответствии со статьей 40 Декларации, парламентский контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина возлагался на Парламентского уполномоченного по правам человека. Так, впервые в 1991 году было официально заявлено о необходимости создания института внесудебного контроля защиты прав человека.


В Декларации отмечалось, что общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР.  

Наряду с вышеперечисленным, было признано и право советских граждан на обращение в международные организации по защите прав человека в случае нарушения их прав. Для этого Верховным Советом был ратифицирован Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 года.

Более глубокое развитие права человека и гражданина получили в Конституции Российской Федерации 1993 года. 


«Главная характеристика Конституции России 1993 года заключается в том, что она является первой демократической Конституцией России, полностью соответствующей основным общедемократическим требованиям. Четко зафиксирована сущность России как демократического, федеративного, правового, социального государства с республиканской формой правления. Высшей ценностью провозглашен человек», — отмечает Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Татьяна Москалькова.


Права и свободы

Омбудсмен уделяет особое внимание тому, что именно в 1993 году впервые в отечественном Основном законе появляется самостоятельная глава «Права и свободы», которую Москалькова называет «одним из сильнейших разделов нынешней Конституции». «Это признают все отечественные и мировые эксперты. В общей сложности основным правам человека и гражданина, их гарантиям посвящены 46 статей Конституции Российской Федерации», — отмечает уполномоченный.

Стоит отметить, что по юридической природе и системе гарантий права и свободы в принципе идентичны, хотя существуют и иные точки зрения. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальные возможности личности в различных сферах. Вместе с тем анализ положений Конституции показывает: термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не определяя его конкретного результата:

• «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания» (статья 28);

• «каждому гарантируется свобода мысли и слова» (статья 29);

• «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» (статья 37).

Термин «право» включает конкретные действия человека, например, участие в управлении делами государства, возможность избирать и быть избранным. Разграничение между понятиями «право» и «свобода» весьма условно, поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными правомочиями также именуют «свободами».

Помимо этого, в Конституции используются и в такие понятия, как «основные» и «конституционные» права. Тем не менее, основные права гражданина — это и есть конституционные права. К такому выводу приводит, например, сопоставление статей 17 и 55 Конституции: в последней отмечается, что перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных свобод. 

Вместе с тем, в части 2 статьи 17 речь идет только об основных правах, что позволяет подчеркнуть их особые свойства — неотчуждаемость и естественный характер, то есть принадлежность каждому от рождения, что является прямой отсылкой к Декларации.

Новый Основной закон имеет ярко выраженный «человеческий фактор»: статус человека регламентируется в нём более чем 60 статьями, наиболее полно — в главе 2 «Права и свободы человека и гражданина»:

• основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (часть 2 статьи 17);

• права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).

К ним так же относятся: право на жизнь; равенство всех перед законом и судом; охрана государством достоинства личности; право граждан в отправлении правосудия; охрана законом частной собственности; право частной собственности на землю; гарантии каждому государственной и судебной защиты прав и свобод человека и гражданина и др.

В нынешней Конституции представлен полный комплекс гражданских, социальных, культурных и экономических прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами в области прав человека.

При этом, в части 3 статьи 17 Конституции России содержится оговорка: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц», нормативно-правовой и юридико-логический смысл которой состоит в утверждении, что закрепленные в Конституции естественные права и свободы человека и гражданина обладают юридической силой лишь постольку, поскольку соответствуют (или не противоречат) правовому принципу формального равенства.

Институт омбудсмена

Конституция 1993 года знаменательна ещё и тем, что именно после её принятия началось становление института уполномоченных по правам человека в нашей стране. 

Двадцать один год назад был принят Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» — первый в истории России правовой акт, ставший законодательной основой для нового института государственной защиты прав и свобод человека. С его принятием начался новый этап во взаимодействии государства и гражданского общества, возник принципиально иной диалог между людьми и властью.

Появился еще один независимый институт, фиксирующий информацию о реальном положении дел с соблюдением прав человека во всех сферах общественно-политической и социально-экономической жизни страны, о самочувствии общества в целом, а главное — оперативно реагирующий на их нарушения.

За время существования института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации удалось восстановить права тысяч российских граждан, внести серьёзный вклад в совершенствование законодательства о правах и свободах человека и гражданина, укрепить авторитет России на международной арене.

Количество обращений граждан за это 20-летие выросло почти в 10 раз. Это означает, что люди поверили в государственный институт защиты прав и свобод и видят, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации действительно может помочь им в решении острых жизненных проблем.

Древние римляне любили повторять: «Vox pópuli vox Déi». «Глас народа – глас Божий». Услышать его – значит точно диагностировать те социальные болезни, которые представляют наибольшую опасность для здоровья гражданского общества.

Сегодня этот «глас народа» слышат во всех регионах России. Первые специальные законодательные акты об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации появились в 1996 году в Республике Башкортостан и Саратовской области. 

После принятия ФКЗ № 1 «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» процесс расширения института региональных уполномоченных пошёл более активно. В 1997 — 1998 годы были приняты законы о региональных уполномоченных по правам человека ещё в 6 субъектах Российской Федерации. К 2000 году соответствующие законы имели уже 20 регионов, к 2005 — 36, к 2010 — 68. К настоящему времени уполномоченные по правам человека назначены и активно работают в 85 субъектах Российской Федерации.

По их искам были отменены многие несправедливые решения судов, пересмотрены незаконные и необоснованные решения должностных лиц, восстановлены нарушенные права человека, выплачены компенсации за причинённый моральный и имущественный вред, возвращено доброе имя невинно пострадавшим в уголовно-процессуальной сфере.

Поэтому сегодня с уверенностью можно сказать, что институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и уполномоченных в субъектах РФ доказали свою значимость и востребованность в обществе.


Эффективность института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации признана и международным сообществом. В декабре 2014 года Бюро Международного Координационного Комитета национальных правозащитных институтов Совета по правам человека ООН подтвердило в отношении Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации высший аккредитационный статус "А" на период с 2014 по 2019 годы.


В прошлом году начался новый этап более широкого взаимодействия по линии международного сотрудничества российского уполномоченного: вступление в Европейскую сеть Глобального альянса национальных учреждений по защите прав человека (ГАНРИ), а в настоящее время ведётся активная работа по формированию нового правозащитного объединения — Евразийского Альянса омбудсменов.

Всё это стало возможным благодаря тому, что среди граждан коренным образом изменилось отношение к правам и свободам человека: они стали неотъемлемой частью того социального процесса, который мы именуем «строительством гражданского общества».