В прошлом году мы вспоминали столетний юбилей важнейших для нашей страны исторических событий: сразу двух революций. В многочисленных публикациях были предприняты попытки осмыслить их предпосылки и последствия. Круглые даты позади, теперь у нас появилась возможность в более спокойной обстановке обстоятельно изучить влияние Октября на развитие и совершенствование прав человека и гражданина как в России, так и во всём мире.


Во время своего визита в Российский университет дружбы народов Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова отмечала, что пренебрежение к истории государства может привести к крайне опасным последствиям. В первую очередь, необходимо разобраться во всех аспектах предпосылок, приведших к трагическим событиям.

А повороты эти могут быть весьма непредсказуемы, ведь история любит парадоксы. И один из самых необычных состоит в том, что истоки русской революции во многом берут своё начало как раз в нарушении основополагающих прав человека.

Бисмарк точно заметил: «Сила революционеров не в идеях их вождей, а в обещании удовлетворить хотя бы небольшую долю умеренных требований, своевременно не реализованных существующей властью».

Неизбежное, и попытки его отсрочить

Для России к 1917 году главным из прав человека оказалось право на жизнь, которое было неразрывно связано с земельным вопросом. Политические, культурные и избирательные права в той или иной степени интересовали не более 15% населения.

Остальные 85% — это крестьяне, которые, в большинстве своём, не жили, а мучительно выживали от урожая до неурожая. Для них важнейшим правом было право на жизнь, что означало «право на землю». Неудивительно, ведь в Европейской России 76 миллионов десятин земли принадлежали 30 тысячам помещиков, а 73 миллиона десятин — 10 миллионам крестьянских дворов. Кроме этого, как говорили тогда: «…крестьянин мёртв в законе».

Лучше всего это положение иллюстрируют слова председателя Совета министров С.Ю. Витте: «…на крестьянское население не были распространены всеобщие гражданские законы, и по отношению уголовных дел для них были сохранены особенности (между прочим, телесные наказания по приговорам крестьян)… участие крестьян в земстве ограничено. Мировые судьи были заменены для крестьянского населения земскими начальниками… На крестьянина установился взгляд, что это, с юридической точки зрения, не персона, а полуперсона».

Всё это приводило к систематическому недоеданию: при призыве на военную службу из-за физической непригодности освобождалось 48% рекрутов (для сравнения: в Германии — 3%, во Франции — 1%).

Так называемые «столыпинские реформы» ситуацию не исправили. Сломать общину и «капитализировать крестьянство» не удалось. Общинные отношения складывались веками, в Британии, например, на их уничтожение потребовалось не меньше 300 лет…

История, в том числе отечественная — 90-х годов ХХ века, ясно показывает: любые «большие скачки» обречены на неудачу. Выделение «хуторян» провалилось, 60% тех, кто переселился в Сибирь, вернулись обратно — уже окончательно разорённые и безземельные, пополнившие «горючий материал революции» — низкоквалифицированных фабрично-заводских рабочих.

В самом же крестьянском обществе произошёл раскол, что вызвало массовые бунты, приведшие к появлению указа о военно-полевых судах. Обвинённых в выступлениях против власти судили обычные строевые офицеры, причём приговор, как правило — виселица, приводился в исполнение не позднее 24 часов с момента вынесения. Недаром в изустной народной истории эта реформа осталась только в виде устойчивых словосочетаний «столыпинский галстук» и «столыпинский вагон»…

Немногим лучше было положение рабочих: в среднем, более 14% зарплаты забирали штрафы. На отдельных фабриках большая часть зарплаты не выдавалась вообще: рабочие могли брать продукты исключительно в фабричной лавке, где делалась соответствующая запись в «заборную книжку» (в счет зарплаты). Заработки значительной части рабочих до Первой русской революции были ниже прожиточного минимума.

Всё это не могло не привести к социальному взрыву, и «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года, буквально вырванный Первой русской революцией из рук последнего императора, лишь ненадолго отсрочил неизбежное.

Правовые последствия революции

При всех искажениях, нарушениях и прямых преступлениях против прав человека, Октябрьская революция 1917 года оказала огромное влияние на их развитие и совершенствование в России и мире. Нельзя закрывать глаза на то, что именно в годы Советской власти большая часть населения страны шагнула из «почти феодализма» в современную цивилизацию.

Достижение всеобщей грамотности, создание сложной социальной системы с гарантированными правами и свободами для её членов, рост благосостояния, доступность образования и здравоохранения, работающие социальные лифты — всё это заслуги тех лет.

Советский Союз сложился как патерналистское государство: с одной стороны, оно лишало своих граждан части прав и свобод; с другой — брало на себя весьма значительную часть забот о них. Граждан бесплатно лечили, учили, заставляли читать и заниматься физкультурой и спортом. Путёвки в санаторий, бесплатное жильё и образование в самых престижных ВУЗах доставалось не всем, но получить их было совершенно реально.

В государстве буквально насаждался культ науки и разума. Не стоит забывать: наука в СССР по значению была равна всей мировой: первый полёт в космос, первая атомная станция, первая операция с отключением сердца…список можно продолжать и продолжать.

Естественно, что количество образованного населения, для которого права и свободы стали не фигурой речи, а насущной необходимостью, увеличилось в разы. Возник общественный запрос: «холодильник стал утрачивать доминирование над книгой и телевизором». Сама логика исторического развития общества подготовила 1991 год. Но это, как говорится, — уже совсем другая история…

Что же касается остального мира, нельзя не замечать, что под влиянием Октябрьской революции власть имущие на Западе были поставлены перед необходимостью дальнейшей разработки новой стратегии и тактики, и надо заметить — они в этом преуспели.

Политики извлекли уроки из событий Октября семнадцатого года в России и внесли, в том числе и под воздействием рабочего движения на Западе, коррективы в свои программы развития: были увеличены социальные расходы государства (доля национального дохода, расходуемая на социальные нужды, в странах Западной Европы возросла с 2,6% в 1900 году до 27,3% объёма ВВП в 2009 году), сокращён рабочий день, было введено обязательное социальное страхование (по безработице, по болезни), усовершенствовано пенсионное обеспечение. 

Как отмечал в своём выступлении президент России В.В. Путин: «Ответом на вызов со стороны СССР стали многие западные достижения ХХ века — повышение уровня жизни, формирование мощного среднего класса, реформы рынка труда и социальной сферы, развитие образования, гарантии прав человека, включая права меньшинств и женщин, преодоление расовой сегрегации, которые еще несколько десятилетий назад была постыдной практикой во многих странах, включая Соединенные Штаты».

Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. называют «выдающимся документом в истории человечества», даже — «Хартией вольностей для всего человечества», но не стоит забывать, что она, во многом, появилась в результате возникновения Советского Союза, сыгравшего выдающуюся роль в разгроме фашизма и становления ООН.

Вторая мировая война продемонстрировала необходимость всеобщего договора о правах человека. Когда после Нюрнбергского процесса мировой общественности стало известно о зверствах, которые совершала нацистская Германия, стало очевидно, что Устав ООН недостаточно точно определяет права человека. Всеобщий договор, который бы перечислял и описывал права личности, был признан необходимым.

Именно благодаря представителям СССР, которые в ходе обсуждения пунктов Декларации указывали на неразрывность гражданско-политических и социально-экономических прав, ряд социально-экономических прав, таких как право на труд, на отдых, образование и социальное обеспечение, были включены в текст Декларации. Нетрудно заметить, что все эти права уже были зафиксированы в Конституции 1936 года.

Сто лет Октябрю… Эта глава нашей истории была трагической, героической и созидательной, но хотим мы этого или нет — она завершилась. Теперь важно вспомнить и переосмыслить её уроки, взять из опыта, порождённого революцией Советского Союза всё ценное, и творчески, на новом витке истории, использовать в интересах нашей страны.

Об этом на открытии «стены скорби» очень точно сказал президент России: «Да, нам и нашим потомкам надо помнить о трагедии репрессий, о тех причинах, которые их породили. Но это не значит — призывать к сведению счетов. Нельзя снова подталкивать общество к опасной черте противостояния.

Сейчас важно для всех нас опираться на ценности доверия и стабильности. Только на этой основе мы можем решить задачи, которые стоят перед обществом и страной, перед Россией, которая у нас одна».

Если переходить на уровень философского обобщения, можно повторить за М.И. Веллером, утверждавшим, что, с точки зрения прав человека, ни капитализм, ни социализм, ни демократия, ни диктатура — не самоцель и не панацея от всех бед на все случаи жизни. Единых рецептов в истории нет. Хорошо и истинно то, что здесь и сейчас позволяет жить лучше — справедливо, обеспечено и счастливо.


Историю довоенных правовых реформ в СССР читайте на сайте РАПСИ в сентябре.