МОСКВА, 5 апр — РАПСИ. Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова отмечает единичное количество жалоб от «валютных ипотечников», которые могут потерять единственное жилье из-за невозможности отдавать кредит.

«Мне пришлось обратиться к президенту, поскольку в законодательной плоскости все, казалось бы, правильно, и президент услышал аргументы, дал поручение разработать государственную программу, было выделено 2 миллиарда рублей, мы создали рабочую группу под эгидой Минстроя. Работали почти три года, определяя судьбу каждого человека: действительно ли у него единственное жилье, а сколько он может отдать, а сколько за него отдаст государство частным банкам?

Это совершенно уникальный опыт, который ещё требует осмысления, и действительно более 21 одной тысячи человек не лишились своего единственного жилья с исполнительными листами на руках о выселении из своих квартир», — сообщила Москалькова в эфире канала «Россия 24», подчеркнув, что по данной проблеме остаются лишь единичные жалобы.

Омбудсмен сказала, что несмотря на законность судебных решений о выселении людей из единственного жилья из-за невозможности отдать кредит, ей пришлось обратиться к президенту РФ.

«Это действительно была системная проблема, но ее необычность заключалась в том, что решения, принятые в отношении этих людей, были по закону абсолютно правильные. Суды правильно выносили решения в пользу банков, поскольку люди добровольно закладывали своё имущество под кредит, который получали в банке, и не смогли его отдать и потому суд решал в пользу банка взыскание и отбирание этого единственного жилья», — отметила она.

«Вроде бы по закону все правильно, но по сути люди, которые верили в стабильность государства... И в ряде случаев их банки уговаривали взять кредит именно в валюте, и в таком положении оказались тысячи людей», — добавила Москалькова.

Российские банки в середине 2000-х годов предлагали более низкие ставки по валютным кредитам. В ряде случаев финансовые организации скорее выдавали ипотечные займы в иностранной валюте. С падением курса рубля для многих таких заемщиков выплата кредита стала непосильной.