МОСКВА, 16 ноя — РАПСИ. Эксперт рассказал о подготовленных поправках в законодательство для усиления контроля за иностранным финансированием некоммерческих организаций.

Председатель комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич напомнил, что эти поправки уже направлены в министерство юстиции РФ.

«Мы хотим обратить внимание на ряд нестыковок между действующим российским законодательством об иноагентах и стандартах в этой сфере, которые приняты на Западе. На наших глазах ряд организаций (среди них известные «правозащитные движения» – причем «правозащитные» в интересах других стран), получив статус иноагента, решили обойти закон, ликвидировав юрлицо, и продолжили действовать дальше уже как группа физлиц», - заметил эксперт.

По его мнению, «российское законодательство об НКО-иноагентах – очень мягкое по сравнению с теми же западными стандартами (знаменитый FARA – Foreign Agents Registration Act, США)». «То есть в нем никак не учитываются новые формы сетевой работы групп интересов», - считает Малькевич.

В частности, должна быть возможность (по аналогии с законодательством США) объявлять лицами, действующими в интересах иностранных государств, физических лиц, занимающихся политической деятельностью и получающих иностранную финансовую или иную поддержку. «На примере своем и моей коллеги по ОП РФ Марии Бутиной мы знаем, что по американскому закону осуществляется распространение статуса иноагентов на физлиц и жесткое (вплоть до тюремного заключения) преследование за уклонение от декларирования деятельности таких «иноагентов» и использования соответствующей маркировки», - напомнил он.

Для таких граждан, как считает эксперт, должны быть введены дополнительные ограничения по аналогии с ограничениями для НКО-иноагентов. Например, должны быть ограничены их возможности влиять на принятие государственных решений. Возможно, нужно вести речь о запрете занимать определенные государственные должности.

Эксперт заметил, что «Конституцией РФ запрещено людям, замещающим целый перечень должностей госслужбы, иметь иностранные счета, имущество…». Он считает «странным, когда будет сохраняться возможность занимать важные государственные должности – и при этом получать финансирование из-за рубежа».