МОСКВА, 8 окт  — РАПСИ. Эксперты Общественной палаты (ОП) РФ предложили доработать законопроект о сведениях, передаваемых оператором связи, о пропавших людях, об этом сообщили в пресс-службе органа.

Накануне в ОП РФ прошла общественная экспертиза проекта Федерального закона №546865-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части уточнения сведений, передаваемых оператором связи).

Член Комиссии ОП РФ по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, председатель добровольческого поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Григорий Сергеев сообщил, что по 180 тысяч человек пропадало в России в 2018 и 2019 годах, по данным МВД России.

«Рассматриваемый законопроект прямо влияет на возможность обеспечить право граждан на жизнь и спасение. Пока мы будем обсуждать эту проблему, в России пропадет больше 40 человек, у 20 из них будут с собой мобильные телефоны, и их спасение зависит от наличия или отсутствия закона, который мы обсуждаем. Но, по нашему мнению, он нуждается в корректировке», — пояснил член ОП РФ.

Екатерина Мизулина, член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, обратила внимание, что на мероприятии нет представителей ведомств, чью деятельность законопроект напрямую затрагивает. «Проблема пропажи людей, особенно детей и недееспособных граждан, стоит очень остро, а законопроект нуждается в существенной доработке и широком общественном обсуждении с участием всех субъектов оперативно-розыскной деятельности», — считает общественница.

Мизулина указала, что текст законопроекта и пояснительная записка к нему существенно расходятся как в содержательной части, так и в части декларируемых целей и задач.

«В частности, субъекты оперативно-розыскной деятельности будут иметь право на получение информации о местонахождении абонента. При этом в законопроекте разведены сведения об абоненте и его соединениях, а по действующим нормам, субъекты оперативно-розыскной деятельности имеют право узнавать сведения и о местонахождении абонента, и о его соединениях», —отметила она.

Еще одна болевая точка законопроекта, которую отметили эксперты, — вопрос отмены судебного решения на получение таких сведений,что может вызвать общественный резонанс.

«Граждан волнует проблема защиты и возможной утечки персональных данных, а также возможные злоупотребления тех, в чьем распоряжении эти данные окажутся», — подчеркнула член ОП РФ. Мизулина убеждена, что в этой части законопроект нуждается в доработке, более того, необходимо вносить соответствующие изменения в закон об оперативно-розыскной деятельности, закон о связи, Уголовно-процессуальный кодекс и иные федеральные законы.

«Решение проблемы пропажи людей не может сводиться только к использованию мобильного устройства. Важно говорить о профилактических мерах, важно людей обучать, рассказывать о базовых правилах. Если люди идут в лес, то они должны уметь пользоваться компасом, знать, что при себе нужно иметь спички, теплую одежду и так далее. К профилактической составляющей более широко должно подключиться и МЧС», — считает Мизулина.

Состояние оборудования операторов сотовой связи и технические возможности поисковиков — также проблема, вызывающая вопросы экспертов. Хотя теоретически местоположение абонента можно определить при помощи триангуляции по трем базовым станциям, на практике с этим возникают проблемы.

По словам спасателя Александра Михайлова, если в городах точность определения координат достигает радиуса 30 метров, то на просторах страны, особенно в условиях сложного рельефа и лесистой местности, речь идет о десятках километров. Доступ к этим данным напрямую зависит от того, есть ли у руководителя поисковой операции нормальное взаимодействие с «большой тройкой».

«Тяжелый поиск, лесные массивы превращают все наши операции не в спасательные, а в поисковые, когда живых уже не найдешь из-за отсутствия такого взаимодействия», — отметил эксперт.

Он подчеркнул, что технические устройства, позволяющие точно находить пострадавших и поддерживать связь между спасательной группой и спасаемым вне зоны покрытия сотового оператора, разрабатываются в стране с 2015 года.Такие комплексы покрывают до 1,5 километра с земли и до трех километров с вертолета, но действующее законодательство не предусматривает их применение в поиске пропавших людей.

«При наличии такого оборудования пострадавшие будут звонить на единый номер 112, что существенно сократит время поиска», —убежден он.

Сергеев поддержал эксперта и подчеркнул, что важно отразить в законе применение специальных технических средств, недостаточно только лишь ждать точных данных от операторов связи.

Так, эксперты озвучили предложение операторам сотовой связи: при передаче данных геолокации требуется согласие абонента, что в случае его пропажи становится невозможным. Выходом может стать заранее прописанный в пользовательском соглашении пункт о том, что если человек терпит бедствие, то такое согласие не требуется. Кроме того, они предложили добавить в формулировки законопроекта понятия «беспомощное состояние», «риск для жизни и здоровья человека».

Также свое отношение к законопроекту изложили и представители операторов связи, которые в целом поддержали инициативу и согласились, что человек сам должен определять, кому передавать личные сведения. Но они настаивают на том, что в законопроект необходимо внести уточнение: доступ к данным сотового оператора без решения суда может быть получен только в одном случае — для поиска пропавших людей. 

«Нам очень нужен закон, в котором будут специальные технические средства, в котором будут подзаконные акты, в котором будут прописаны технические возможности операторов — мы хотим получать максимум той информации, которую сотовые операторы могут дать для определения местоположения человека. Это позволит значительно «порезать» зону поиска по сравнению с тем, что мы имеем на сегодняшний день», — заключил Сергеев.