МОСКВА, 11 авг — РАПСИ. В проекте постановления правительства РФ «О реестре некоммерческих организаций» необходимо разъяснить цели создания реестра, обозначить порядок его ведения, а также уточнить, как он будет соотноситься с реестрами, созданными в пандемию, к такому выводу пришли члены ОП РФ в ходе общественных слушаний. 

Ранее для общественного обсуждения был опубликован проект постановления правительства РФ «О реестре некоммерческих организаций». Проектом предлагается сформировать реестр НКО в целях повышения эффективности мер их государственной поддержки и налогового стимулирования юридических лиц. 

Третий реестр НКО или все-таки единый? 

Во время распространения коронавируса были подготовлены два реестра НКО, которым в связи с пандемией будут предоставлены дополнительные меры поддержки. В первый реестр вошли социально ориентированные НКО, которые являются получателями субсидий и грантов и поставщиками социальных услуг. Во второй реестр попали частные образовательные организации, благотворительные фонды, а также НКО из перечня организаций, гранты которых предоставляются для поддержки науки, образования, культуры и искусства. 

По словам председателя комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елены Тополевой-Солдуновой, из проекта постановления непонятно, что произойдёт с ранее созданными реестрами. «Предложение о создании единого реестра НКО выглядит логичными. Однако непонятно, что произойдет с теми двумя реестрами – они будут упразднены или будут существовать параллельно? Этот момент необходимо уточнить», - отметила общественница, добавив, что сейчас реестр создается, в первую очередь, для реализации налогового вычета для бизнеса, который поддерживает НКО. 

Цели реестра и порядок его ведения? 

Первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Наталья Кирюхина считает, что в проекте постановления нужно добавить определение реестра НКО, а также уточнить, для какой цели он создаётся и объединяет ли он прошлые реестры.

«Положение – это, прежде всего, нормативный правовой акт, который определяет основные правила организации этого реестра. И в самом начале, в преамбуле документа, я не увидела этот термин. Думаю, что целесообразно будет добавить, раскрыть понятие самого реестра. И тогда у нас эти вопросы и проблемы, которые мы сейчас обсуждаем, могут автоматически отпасть», - сказала она. 

Кроме того, общественница отметила, что из документа непонятно, как будет осуществляться порядок введения реестра НКО. «Здесь тоже не отражено и порядок введения, и сам реестр, что он в себя включает и какую информацию и как обрабатывает», - пояснила Кирюхина. 

Как будет происходить информирование НКО?

Председатель комиссии ОП РФ по вопросам благотворительности и социальной работе Александр Ткаченко отметил, что при создании реестра НКО нужно продумать программу информирования третьего сектора. «Принимая реестр, мы должны подумать, как мы будем доводить эту информацию до некоммерческих организаций. В проекте постановления, который нам представили, ни слова не говорится об информационном сопровождении этого документа.

Практика показывает, что даже самая хорошая инициатива может утонуть, если участники процесса или финальные получатели не понимают, как на практике эти льготы получить, как ими воспользоваться. Причем, в первую очередь, это касается не крупных городов, а НКО, которые находятся в глубинке», - подчеркнул Ткаченко, добавив, что информирование НКО должно стать общей задачей ОП РФ, Фонда президентских грантов и других структур, которые работают с регионами.