МОСКВА, 6 авг — РАПСИ. К экспертизе природоохранной деятельности, помимо государственных органов надзора, целесообразно привлечь Общественные палаты, общественные советы, а также региональные и муниципальные органы исполнительной власти, считает член Общественного совета при Министерстве природных ресурсов и экологии России Светлана Липина.

Накануне в Общественной палате РФ прошла рабочая встреча с экспертами по вопросам ликвидации последствий аварии в Норильске. В обсуждении приняли участие представители ПАО «ГМК «Норильский никель», учёные, члены российских и международных экологических организаций, эксперты Общественных советов. Главными темами обсуждения стали уже предпринятые для ликвидации последствий аварии шаги, возможности дальнейшего восстановления экологии региона.

В данный момент всё ещё ведутся работы по непосредственному устранению загрязняющих веществ. Как заявил старший вице-президент ПАО «ГМК «Норильский никель» Андрей Бугров, компания продолжает работы по сбору загрязненного грунта, откачке разлившейся водотопливной смеси, демонтажу прорванной цистерны и распылению сорбента вдоль рек.

Директор программ Гринпис Россия Иван Блоков отметил необходимость решить финансовые вопросы.

«Мероприятия по ликвидации аварий можно проводить за счёт денег, выделенных на компенсацию ущерба, то есть бюджетных денег. Если это так, при выборе исполнителей нужно помнить о конкурсных процедурах — тендерах и так далее. Если же всё делается за счёт комбината, его руководство вправе выбирать подрядчика самостоятельно, в закрытом режиме, хотя и здесь рекомендуется использовать тендер», — рассказал он.

Большая часть дискуссии была посвящена и темам долгосрочных перспектив ликвидации аварии – восстановлению экосистем Таймыра, предотвращению подобных случаев в дальнейшем, а также развитию природоохранной деятельности в целом. О важности глобальной экологической повестки напомнил директор ВНИИ Экология Иван Стариков.

«С принятием поправок к Конституции в части российского природоохранного законодательства происходят ужесточения. Теперь можно рассматривать нарушения экологического и природоохранного законодательства как антиконституционные действия. Без преувеличения, сегодня в значительной степени в поправках отражена ответственность всех уровней власти — от федерального до муниципального — за сохранение здоровой окружающей среды, необходимой для здорового существования страны и её жителей», — отметил Стариков.

По мнению вице-президента РАН Валентина Пармона, ключевую роль в вопросе долгосрочной ликвидации последствий аварии играет привлечение к решению проблемы научных институтов и организаций.

Отдельно Пармон отметил вклад институтов сибирского отделения РАН, направивших в Норильск экспедицию учёных для более тщательного и аккуратного исследования ситуации.

Заместитель директора ВНИИ Экология Андрей Пешков внёс предложение создать единый научно-методический центр, который работал бы на арктической территории страны.

В свою очередь Липина рассказала о проекте единой big data-системы мониторинга, позволяющей отслеживать состояние объектов, а также предсказывать возможные последствия и риски как для окружающей среды, так и для предприятий. Она также отметила, что в данном вопросе важна координация различных государственных и общественных организаций.

«Помимо государственных органов надзора, целесообразно привлечь Общественные палаты, общественные советы, а также региональные и муниципальные органы исполнительной власти к экспертизе природоохранной деятельности. Защитные меры надо вводить в практику срочно, ведь природа севера восстанавливается крайне медленно», — сказала она.

Генеральный директор специализированного профессионального аварийно-спасательного формирования «Природа» Александр Кучеренко рассмотрел проблему с правовой точки зрения.

«Ситуация с 1994 года [экологической катастрофы в Коми] изменилась, но мы буксуем на месте. Надо совершенствовать законы: нет исчерпывающих актов по разливам нефти, по восстановлению компонентов природной среды. Но не надо ничего изобретать: надо просто собрать рабочую группу учёных, которые бы рассмотрели вопросы, изучили зарубежный опыт и переложили на нашу основу», — считает Кучеренко.

В заключение встречи Елена Шаройкина, председатель Комиссии ОП РФ по экологии и охране окружающей среды, отметила готовность Комиссии со всеми участниками общественного процесса.

«Наша задача – добиться восстановления экосистемы и обеспечить общественный контроль. Ранее подобных рабочих групп, объединяющих ведущие экспертные НКО и научные институты для системной и консолидированной работы в рамках проведения общественной экспертизы и обеспечения контроля в условиях такой сложной экологической ситуации, как разлив топлива на Таймыре, не создавалось», — заключила она.

В ОП РФ сообщили, что по итогам дискуссии зафиксированы инициативы в области общественного контроля над природоохранной деятельностью, формируется новый комплекс мер по ликвидации последствий аварии.