МОСКВА, 3 июн — РАПСИ, Алена Савельева. Ввести запрет на проведение выездных плановых таможенных проверок, проводить проверки и продлевать их сроки только с согласия органов прокуратуры, а также разработать механизм компенсации убытков, понесенных в результате необоснованных проверок, предлагает общественный омбудсмен при Уполномоченном по защите прав предпринимателей в городе Москве Игорь Ребельский.

В среду прошел онлайн-вебинар Московской межрегиональной транспортной прокуратуры и московского отделения «Деловой России», посвященный вопросам таможенного регулирования деятельности предпринимателей на территории столичного транспортного региона.

«Временная приостановка проверок — это полумера, которая только латает пробоины в асфальте, когда уже пора класть новый. Нам необходимо закладывать фундамент паритетных отношений между всеми участниками внешнеэкономической деятельности», — сказал Ребельский, добавив, что в условиях постепенного восстановления экономики после карантинных мер такие ситуации недопустимы.

По его словам, длительные таможенные проверки часто наносят непоправимый материальный и репутационный ущерб бизнесу. Прежде всего это вызвано тем, что предприниматель не имеет права распоряжаться товаром, так как на производство частично или полностью накладывается арест.

В связи с этим уполномоченный предложил инициировать разработку строгих критериев, в соответствии с которыми таможенный орган имеет право назначать проверку, и внести соответствующие изменения в ФЗ «О таможенном регулировании». В частности, запретить на национальном уровне проведение плановых выездных проверок (Таможенный кодекс Евразийского экономического союза оставил такое право за национальным законодательством).

Ребельский также предлагает предусмотреть законодательством порядок, при котором решение о продлении срока проверки выносится таможенным органом по согласованию и с одобрения прокуратуры. При этом продление срока должно быть обосновано очевидными фактами выявленных нарушений (а не потому, что таможня не успела). Кроме того, он выдвинул идею осуществления прокурорского контроля за деятельностью Федеральной таможенной службы с целью подтверждения обоснованности проверок, а также контроля сроков их выполнения.

В случаях если убытки всё же нанесены, омбудсмен предложил разработать механизм компенсации убытков, которые несет бизнес предпринимателя в результате проведения таможенной проверки.