МОСКВА, 21 мая — РАПСИ. Дистанционное обучение, на которое вынужденно перешли школьники и студенты в связи с коронавирусом, позволит сделать технический рывок в системе образования, считает заведующий лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик Высшей школы экономики, член седьмого состава Общественной палаты (ОП) РФ Максим Кронгауз.

«Я надеюсь, что период вынужденной изоляции не продлится долго, потому что это идет во вред человеческому общению. Но за это время должен быть совершен качественный технический скачок, поэтому качество дистанционного образования после периода коронавируса пойдет вверх. Даже сейчас, по прошествии нескольких месяцев, мы видим технический прогресс, и удаленная учеба стала вполне комфортной для многих учащихся, прежде всего для студентов и старших школьников. Преподавателям пока тяжелее адаптироваться, у них много новых проблем. Но я уверен, что полученный опыт будет использоваться в дальнейшем и образование после карантина уже не будет прежним», — сказал Кронгауз, добавив, что полностью дистанционное обучение, конечно, не сможет заменить традиционные уроки и семинары.

В седьмой состав ОП РФ ученый-лингвист вошел по решению президента. Новую общественную работу Кронгауз рассматривает как продолжение своей профессиональной деятельности. В составе Палаты он планирует заниматься развитием языковой политики государства. «Считаю, это важное направление. Если мы говорим именно о русском языке, то здесь надо поддержать те мероприятия, которые уже существуют в стране», — говорит член ОП.

По мнению Кронгауза, необходимо также аккумулировать инициативы, идеи и проекты из регионов, провести их инвентаризацию и способствовать их реализации как на региональном, так и на федеральном уровне. «Из народных инициатив самые известные — Тотальный диктант, конкурсы чтецов, различные фестивали, олимпиады по русскому языку и т. д. Это все хочется рассмотреть и поддержать. Мне кажется, прививать интерес к языку и современнее, и эффективнее, чем вырабатывать страх наказания за ошибки. Важно проводить дискуссии и обсуждения, менять отношение к русскому языку, поощрять творческий потенциал его носителей», — уверен ученый.

Кроме того, Кронгауз планирует заниматься образовательным направлением: «Общественная дискуссия в области образования будет очень полезна, потому что последнее время мы как будто остановились и даже двинулись назад. Мне кажется, стоит вернуться к разнообразию подходов к курсу русского языка и разнообразию учебных практик. Это одна из задач, которую мы должны решать всем обществом».

Ученый также считает необходимым включиться в работу по экспертизе законов, но не с точки зрения их юридической сути, а с точки зрения русского языка. По мнению эксперта, это должно стать предметом большой дискуссии, и законы должны быть понятны всем гражданам страны.