МОСКВА, 30 апр — РАПСИ. Благодаря вниманию президента Владимира Путина некоммерческие организации в сложившихся обстоятельствах получат реальную поддержку, сказала РАПСИ председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова.

«Мы рады, что наконец-то достучались, что благодаря вниманию президента НКО получат реальную поддержку не на словах, а на деле. Важно, чтобы и федеральные, и региональные власти понимали значимость этого сектора не только в плане их полезной роли, что тоже важно, но и в плане того, что это сектор экономики, где тоже работают люди, и сохранение этих рабочих мест не менее важно, чем сохранение рабочих мест в бизнесе.

С развитием ситуации с пандемией в нашей стране стало понятно, что не только бизнес, но и некоммерческие организации испытывают трудности из-за принятия ограничительных мер. Так как Общественная палата РФ постоянно мониторит ситуацию с НКО, то мы увидели, что, с одной стороны, НКО очень оперативно реагируют на происходящее и стараются все свои ресурсы направить на то, чтобы как-то сгладить последствия ситуации для людей, помочь тем, кто пострадал от потери работы или других сложностей, а с другой, у самих НКО возникли серьезные проблемы», — сказала собеседница агентства.

По ее словам, в этой связи в срочном порядке была открыта горячая линия для НКО: эксперты стали мониторить ситуацию с помощью региональных палат и средств массовой информации, провели общественные слушания, обобщили список проблем, с которыми сталкиваются НКО, неоднократно направляли письма в правительство Мишустину, резолюцию слушаний — в Государственную Думу, Совет Федерации, главам субъектов, — неоднократно поднимали тему введения мер поддержки НКО в СМИ.

«Какие-то поручения появились, но единственное, что пока было сделано специально для НКО — это перенос Минюстом сроков сдачи отчетностей НКО на полтора месяца. А список мер поддержки нами был предложен очень большой. Назову самые, на мой взгляд, существенные. Многие меры могут быть аналогичны МСП, особенно по всяким отсрочкам: сдача отчетностей, арендные платежи и так далее. Но очень важно помочь НКО, как и бизнесу, сохранить рабочие места, сохранить команды. Мне почему-то кажется, что пока у тех, кто принимает решения, нет представления об НКО как о секторе занятости. Для того чтобы эти рабочие места сохранить, необходимо по аналогии с бизнесом оказать НКО финансовую поддержку в форме субсидирования заработной платы сотрудников в размере МРОТ. Конечно, при соблюдении определенных условий: если доходы организации сократились, а сокращение сотрудников не более чем на 10 процентов. Эти субсидии на заработную плату очень важны сегодня!» — говорит Тополева-Солдунова.

Она напоминает, что Фонд президентских грантов прорабатывает такую меру поддержки, как дополнительный конкурс для тех НКО, которые непосредственно задействованы в оказании помощи и поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

«Полностью поддерживаем такую инициативу — это тоже было бы ценно и правильно. Важно сказать, что в регионах должны, наконец, обратить внимание на НКО: они активно помогают гражданам, а никакой поддержки пока не получают. Хотя и такие меры уже есть, например, в Нижегородской, Челябинской областях, ХМАО приняты серьезные меры поддержки НКО, но это только малое поле субъектов. Прежде всего им нужно дать возможность, если до сих пор это не сделано, спокойно работать и оказывать помощь людям. Для этого на сотрудников НКО, как и на волонтеров нужно распространить режим свободного передвижения к тем, кому они помогают. Кроме того, обеспечить их средствами гигиены, так же как и медицинских и социальных работников», — считает Тополева-Солдунова.

По ее мнению, важны также меры по отсрочкам и расширению категорий НКО, получающих страховые взносы по сниженной ставке.

«Если с падением доходов и угрозой сокращения сотрудников сталкиваются НКО, оказывающие услуги, то у благотворительных фондов сильно сократились пожертвования, а запросы на помощь многократно выросли. Они очень просят, и мы их в этом поддерживаем, о введении каких-то льгот на пожертвования юридических лиц. Это и стимулирует бизнес совершать пожертвования, и поддержит НКО.
Не могу еще раз не напомнить об одной из наиболее пострадавших в ситуации с пандемией категорий — это негосударственные организации в сфере образования и воспитания. Это огромное количество созданных за последнее время детских садов, школ и организаций дополнительного образования, в том числе профессионального. У них огромные проблемы, а они ни на что не могут претендовать, хотя в списке пострадавших отраслей для бизнеса образование значится, но они туда не попадают. А ведь в итоге пострадают не только эти организации, но и многие семьи: история с самоизоляцией, в конце концов, завершится, детей надо будет возвращать в школы и сады, а они будут закрыты — такие примеры уже есть», — заключила собеседница агентства.