МОСКВА, 28 янв — РАПСИ. Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов обратился к председателю Верховного суда Вячеславу Лебедеву с просьбой обратить внимание на проблему обеспечения разумного срока судопроизводства, связанную с организацией передачи уголовных дел в апелляционную инстанцию, сообщает пресс-служба омбудсмена.

В аппарате отмечают, что суд первой инстанции часто «затягивает» передачу дел в апелляцию из-за отсутствия протоколов судебных заседаний.

Так, Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) регламентирует сроки обжалования и рассмотрения дела в апелляционной инстанции, однако он никак не ограничивает общие сроки нахождения дела в суде первой инстанции при его подготовке в вышестоящий суд. Эта тема также не отображена в постановлении Пленума ВС РФ №26 «О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции».

Протокол судебного заседания, согласно части 6 статьи 259 УПК РФ, должен быть изготовлен и подписан в течение трех суток после окончания заседания. Однако часть 7 той же статьи предусматривает возможность изготовления протокола в срок, превышающий трех суток. «Максимальный срок не устанавливается вовсе. Между тем от возможности ознакомления с протоколами судебных заседаний зависит и качество апелляционного обжалования», —говорится в письме Титова.

В качестве примера бизнес-омбудсмен ссылается на историю «белгородских энергетиков». В середине июля прошлого года Мещанский районный суд Москвы вынес приговор Алексею Зеленскому, Станиславу Милькину, Александру Пивоварову, Павлу Тищенко и Виктору Филатову. Все осужденные подали апелляционные жалобы. Но, по информации стороны защиты, протоколы 37 заседаний до сих пор не изготовлены, соответственно, дело не передано в суд вышестоящей инстанции. «В результате из-за невступления в силу приговора Тищенко не могут зачесть срок содержания под стражей в срок отбытия наказания (день в СИЗО — полтора дня в колонии — прим. ред.). Под стражей Тищенко находится с 30 июня 2015 года, поэтому даже при оставлении приговора в силе срок его наказания истекает в конце февраля 2020 года», — уточнили в аппарате.

Омбудсмен отметил, что суды часто перегружены, и секретари просто не успевают с бумажной работой, но это не может служить оправданием затягивания сроков. В связи с этим уполномоченный попросил руководителя Верховного суда провести анализ судебной практики по данной проблеме и выступить с инициативой изменений в статью 259 УПК РФ, ограничивающих максимальный срок изготовления протоколов.