МОСКВА, 6 сен — РАПСИ. По итогам первого месяца действия поправок в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), подписанных президентом РФ, шести предпринимателям, обратившимся к бизнес-омбудсмену Борису Титову, изменена мера пресечения с заключения в СИЗО на домашний арест, сообщает пресс-служба уполномоченного.

«Мы постоянно обращались в судебные инстанции и генпрокуратуру именно в связи со 108 статьей УПК (заключение под стражу), добивались более конкретной формулировки. И в старой редакции нельзя было заключать под стражу по обвинению, связанному с экономической деятельностью. Но следователи ловко обходили формулировку, просто декларируя, что деяние совершено не в сфере предпринимательской деятельности. Новая редакция звучит более конкретно. И она действительно начала работать», — сказал Титов.

Так, по четырём делам, за которыми следит аппарат омбудсмена, уже изменена мера пресечения для обвиняемых. Шесть человек находились в СИЗО под следствием от 6 до 16 месяцев, а в августе, благодаря новым поправкам, переведены под домашний арест.

По словам омбудсмена, ранее следователи и суды, несмотря на неоднократные разъяснения Верховного Суда по данному вопросу, не следовали требованиям части 1.1 статьи 108 УПК РФ (не заключать предпринимателей в СИЗО — прим. ред.), ссылаясь на отсутствие признаков предпринимательской деятельности, предусмотренных статьей 2 ГК РФ, или на то, что «предпринимательская деятельность не может осуществляться в целях незаконного обращения чужого имущества в свою пользу». Иными словами, квалифицировали деяние предпринимателя как не «предпринимательское». Новелла же существенно сужает возможность для такого толкования, четко определяя круг лиц.

Таким образом, изменена мера пресечения на домашний арест экс-директору фармацевтической компании «Биохимик» Денису Швецову. С декабря прошлого года он находился под стражей. За это время суд неоднократно продлевал срок заключения и отказывал в изменении меры пресечения. И только в августе, ссылаясь на новую редакцию статьи, следователь внес ходатайство, и суд счел, что «оснований для дальнейшего содержания обвиняемого не имеется».

Под домашний арест отпустили Филиппа Дельпаля, фигуранта дела о хищении в банке «Восточный». Суд аргументировал свою позицию тем, что у обвиняемого появилась квартира, в которой можно находиться под арестом. Но изменение меры пресечения опять же случилось в августе, после принятия поправок.

После шести месяцев в СИЗО меру пресечения смягчили совладельцам Липецкого станкостроительного предприятия Владимиру и Кириллу Петровым. «Решение о заключении под стражу и о смягчении меры пресечения принимал один и тот же судья, то есть действительно заработали новые поправки», — отмечает Титов.

Изменена мера пресечения на домашний арест фигурантам по делу о мошенничестве при строительстве корпусов Эрмитажа, в том числе предпринимателю Никите Колесникову. После 16 месяцев заключения в СИЗО при смягчении меры суд сослался на неэффективное следствие, что стало возможным благодаря новой редакции статьи 109 УПК РФ (сроки содержания под стражей).

Ранее президент России Владимир Путин подписал поправки в УПК, которые уточняют условия запрета на арест подозреваемых в преступлениях в сфере предпринимательской деятельности. Теперь в одной норме сосредоточено три параметра, наличие которых не позволяет заключать человека под стражу: определенный набор статей, статус ИП или члена органа управления коммерческой организации и связь его спорных действий с экономической деятельностью организации.