МОСКВА, 31 июл — РАПСИ. Организаторы незаконных мероприятий в центре Москвы ввели в действие "программу по максимальному нарушению закона", чтобы привлечь к себе внимание и сплотить своих сторонников, считает член Общественной палаты РФ, директор Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев.

"Проведение мирного мероприятия не является целью для организаторов акции. Их цель — провоцирование полиции на действия по задержанию людей. Я был очевидцем событий, которые проходили недавно на Тверской, и, по моим оценкам, если рассматривать и всю избирательную кампанию, и этап регистрации кандидатов в Мосгордуму, то кандидаты от так называемой несистемной оппозиции имели очень небольшие шансы на избрание. Например, та же Соболь (Любовь) известна только скандалом. И большинство других кандидатов, за исключением буквально нескольких человек, таких как Гудков (Дмитрий) и Яшин (Илья), никак себя не показали и практически неизвестны москвичам. На мой взгляд, шанса выступить достойно на выборах у них не было, об этом, кстати, говорят и данные социологических опросов. При этом мы понимаем, что кампания по сбору подписей с их стороны была организована с очевидными серьезными и грубыми нарушениями, ничем другим наличие умерших людей, которые якобы за них подписались, объяснить нельзя. Очевидно, что произошла фальсификация документов. И хотя подписи собирали специально нанятые люди, а не сами кандидаты, ответственность ложится именно на них", — считает Григорьев.

По его мнению, в этих условиях организаторы незаконных мероприятий ввели в действие "программу по максимальному нарушению закона", чтобы, с одной стороны, привлечь к себе внимание, с другой — сплотить своих сторонников. "Как мы знаем, из тысячи задержанных участников незаконных акций около 600 были иногородние граждане. Это может означать, что из трех тысяч участников незаконной акции порядка 1800 человек были не москвичи. И если отнять количество журналистов, блогеров и других людей, освещающих акцию, получается, что большая часть участников этих беспорядков — люди, которые никак не относятся к Москве и москвичам. Правомерно предположить, что организаторы использовали этот повод для консолидации своих сторонников и отработки действий, связанных с нападением на полицию, агрессивным поведением, перекрытием магистралей города. Я лично видел и провокаторов, нападающих на полицию, и людей, агрессивно настроенных по отношению к самим москвичам", — говорит Григорьев.

Член ОП убежден, что отказ организаторов прошедших ранее незаконных акций от участия в разрешенном мэрией митинге еще раз подтверждает, что проведение мирного мероприятия для выражения своей точки зрения не является их целью. "Их цель — провоцирование полиции на действия по задержанию людей. При этом организаторы незаконных акций заинтересованы, чтобы эти задержания происходили в максимально жесткой форме. В то же время я сам видел, что действия полиции, несмотря на большое количество задержанных, были максимально корректными: людей уговаривали не нарушать порядок. И я видел провокаторов, вырывающих ограждения, нецензурно выражающихся, нападающих на полицейских. В интернете распространено видео, на котором некая дама с нецензурной бранью набрасывается на полицейских, а потом она же на камеру рассказывает, что якобы полиция напала и избила ее. И таких провокаций было достаточно много", — заключил Григорьев.

Зачем объяснять, если можно митинговать

В свою очередь член ОП Омской области, президент Фонда защиты национальных ценностей Александр Малькевич уверен, что организаторы митинга "мыслят обложками журналов и заголовками новостей", а не думают о развитии Москвы.

"Отказавшись от согласованного на 3 августа мероприятия, похоже, они расписались в исключительном стремлении к новым беспорядкам. Мэрия Москвы показала, что, когда соблюдается установленный законом порядок, акции согласовываются. Но в том-то и дело, что следовать букве закона заявители не очень хотят. Очевидно, что им наплевать и на закон, и на правила, и в конечном счете на людей — для них единственно важной является картинка для западных СМИ с задержаниями на фоне ФСБ", — сказал Малькевич.

Как он отмечает, за все время своих протестов так называемые независимые кандидаты не ответили на конкретные претензии избиркома. "Например, они не смогли объяснить наличие "мертвых душ" в списках — умер человек, и ладно. Декларируя стремление к правде, сами они эту правду скрывают. Я не вижу желания у организаторов митинга конструктивно решать проблему. При этом есть пример Сергея Митрохина, который пошел правовым путем: он подал официальную жалобу, и в итоге отказ в регистрации Митрохина кандидатом в Мосгордуму был отменен. А у тех, кто занимается провокациями, задачи выходить на выборы, скорее всего, нет", — цитирует Малькевича пресс-служба органа.

Будучи также журналистом-международником, Малькевич сообщает, что лично наблюдал за разгоном демонстраций в Париже и Берлине, например. "Бывая в Европе и в США, я все время провожу параллели: какие там законы, как они разгоняют протесты. Люди говорят, что на Западе все иначе. Да, там действительно все иначе: на Западе не только дубинки, но и резиновые пули, водометы и слезоточивый газ. Поэтому действия полиции у нас максимально (насколько это возможно) корректны. Активные мероприятия полиция начала предпринимать только в ответ и тогда, когда действия провокаторов стали угрожать здоровью и жизни людей. Эти провокации мы все видели: распыление слезоточивого газа, удары омоновцев по лицу, закидывание бутылками и камнями. Изъятые у митинговавших предметы свидетельствуют о том, что пострадавших могло быть намного больше — в этой ситуации лучше оказаться в автозаке, чем стать случайной жертвой находящего рядом неадекватного провокатора. Многих задержанных практически сразу отпускали — нонсенс для той же Европы", — сказал он.

В том, что организаторы митинга своим отказом от проведения акции в предложенном властями месте взяли курс на конфронтацию, убежден юрист Илья Ремесло. 

"Организаторы противозаконных акций подтверждают, что в реальности их не интересуют выборы в Мосгордуму, они не хотят собрать побольше участников митинга. Единственное, что их интересует, — это уличные беспорядки. Участие в подобных несогласованных мероприятиях опасно для граждан — по фактам столкновений с правоохранителями уже возбуждено несколько уголовных дел, обвиняемые отправлены под арест, им грозит серьезное наказание. Кроме того, возбуждено дело о массовых беспорядках", — напоминает он.