МОСКВА, 17 апр – РАПСИ. В Общественной палате (ОП) РФ обсудили системы дополнительных образовательных программ и программ переподготовки взрослого населения в рамках федерального проекта «Старшее поколение», сообщает пресс-служба консультативно-совещательного органа.

«По данным Росстата, меньше 40% мужчин в возрасте от 60 до 64 лет официально заняты в экономике и около 50 процентов женщин от 55 до 59 лет. А если говорить о людях более старшего поколения, то вовлеченность мужчин в экономику от 61 года составляет порядка 11%. Эти цифры говорят об очень низком уровне вовлечения людей старшего поколения», — отметил глава комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Михаил Погосян в ходе круглого стола, посвященного программам переподготовки взрослого населения.

Век живи — век учись

По мнению Погосяна, вовлечение в активную деятельность людей старшего возраста является одной из системных и важнейших задач. «Есть целый ряд работодателей, которые не принимают на работу людей более старшего возраста. Планируется, что меры, разработанные Министерством труда РФ и субъектами РФ по дополнительному профессиональному образованию для лиц старшего поколения, должны создать более эффективные условия для вовлечения людей старшего поколения в экономику нашей страны», — сказал глава комиссии.

Он также сообщил, что в рамках проекта «Старшее поколение» предусмотрено создание различных координационных органов для определения наиболее востребованных направлений повышения трудоустройства людей старшего поколения в регионах и создание большого количества центров опережающей профессиональной подготовки, в том числе на базе профессиональных образовательных организаций.

Представитель Федеральной службы по труду и занятости Александр Утолин рассказал о взаимодействии органа с работодателями: «200 тысяч работодателей, у которых трудятся более 500 тысяч человек предпенсионного возраста, уже задействованы в этой работе. Важно было понять видение работодателей, чтобы определить, какие компетенции нужны для обучения лиц предпенсионного возраста».

Возрастная дискриминация 

Руководитель направления HR-исследований аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова озвучила результаты исследования на предмет причин возрастной дискриминации на рынке труда: «64% работодателей обращают внимание прежде всего на наличие необходимых навыков, стаж работы по специальности. Лишь 14% указали, что возраст для них важен. При этом верхняя граница возраста для трудоустройства — 45–50 лет. Это такой рубеж, при котором работодатели, возможно, начнут притеснять при приеме на работу», — пояснила Спиридонова.

Она также отметила, что в целом работодатели положительно относятся к сотрудникам старшего возраста. «Они считают их более опытными, ответственными, что им можно поручать более сложные задачи, но в то же время они считают, что они медленнее обучаются, не так быстро приспосабливаются к нововведениям. Большинство работодателей предпочитают взять сотрудника моложе 50 лет», — добавила Спиридонова.

Директор Академии союза «Молодые профессионалы» Светлана Крайчинская рассказала о реализуемых программах профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста: «Союз обучит не менее 25 тысяч человек самым востребованным и перспективным компетенциям и навыкам на уровне мирового стандарта и обеспечит тем самым востребованность обученных граждан предпенсионного возраста на современных производствах».

Правильная мотивация

Утолин отметил, что старшее поколение часто не готово проходить обучение: «Сейчас, так как мы работаем адресно, надеемся, что ситуация изменится, но, по прошлому году, лишь 25–27% людей, обращаясь в службу занятости, соглашались на обучение, остальные говорили: нет не надо, учиться не хочу, предложите работу. Поэтому нам нужно стимулировать людей на учебу».

В том, что людей старшего поколения нужно мотивировать к обучению, уверен и Погосян: «Нужно рассказывать о примерах, когда люди, прошедшие переобучение, получили хорошую работу. Надо показывать положительные примеры. Народ у нас расслабленный, все ждут механизмы государственной поддержки. А нужно потрудиться».

В свою очередь, первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Людмила Дудова заметила, что многие современные профессии не востребованы на рынке труда. «Мы готовы на базе ОП РФ провести большое всероссийское совещание-семинар среди вузов для того, чтобы мотивировать их на то, чтобы они работали в соответствии с потребностями рынка труда», — предложила Дудова.

По итогам встречи предложения участников войдут в резолюцию, а также в проект рекомендаций для органов власти.