МОСКВА, 27 мар – РАПСИ. Целый ряд успешных пилотных проектов федерального уровня реализован в России за последние годы и собран арсенал успешных практик по повышению мотивации школьников к освоению знаний в новой образовательной парадигме, к такому мнению пришли эксперты в Общественной палате (ОП) РФ в ходе круглого стола о конвергентных технологиях в инженерной подготовке учащихся.

Вместе с тем, по их словам, накапливается и постоянно пополняется «библиотека проблем»: возникают вопросы, чего не надо делать со школьниками, какие сложности появляются в организации преподавания, с какими трудностями сталкиваются успешные и эффективные выпускники на современных производствах.

Жажда знаний

«Важно, чтобы у учеников просыпался собственный интерес. Когда я начинал и еще был школьником, большое значение для меня имел школьный кружок. По-моему, у преподавателя даже не было инженерного образования, но он был замечательным человеком. Нам было интересно заниматься, мы работали очень активно. Еще один важный момент — взаимодействие с реальными организациями», — сказал почетный секретарь ОП РФ академик РАН Евгений Велихов.

Члены ОП РФ отметили, что за последние годы в России реализован целый ряд пилотных проектов федерального уровня и собран арсенал успешных практик по повышению мотивации школьников к освоению новых знаний в новой образовательной парадигме.

«Сейчас сделана система кванториумов (сеть детских технопарков). Там есть лаборатории, где можно выполнять всякие интересные работы. Пока они больше играют демонстрационную роль, но, я думаю, это дело изменится, и это будут места, где ребята смогут получать серьезные дополнительные знания», — привел пример президент Нанотехнологического общества России Виктор Быков. Он также упомянул образовательный центр «Сириус» и компанию NT-MDT, производящую научное оборудование для нанотехнологических исследований, в том числе для школьников.

Школы и власти

В свою очередь, вице-президент Российской академии наук (РАН) Алексей Хохлов рассказал о создании базовых школ РАН совместно с Министерством просвещения РФ. В проекте примут участие 110 школ из 32 субъектов РФ, его целью является создание максимально благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей и дальнейшего построения успешной карьеры в области науки и высоких технологий. Школы включают в себя три направления: научные курсы и факультативы исследовательской направленности со стороны ведущих ученых, повышение профессиональной квалификации педагогических работников школ и укрепление материально-технической базы общеобразовательных учреждений. «Это школы в регионах страны, которые по официальным рейтингам показывают высокие результаты достижений школьников в предметных олимпиадах и конкурсах. Мы проанализировали все эти рейтинги, проанализировали результаты поступления в ведущие вузы, достижения школьников в Едином государственном экзамене, в олимпиадах (в том числе международных) и отобрали определенное количество школ», — поделился Хохлов.

В заключение встречи заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию образования и науки Александр Русаков отметил, что в национальном проекте «Образование» прописаны многие региональные мероприятия. «Возникает ситуация, когда на федеральном уровне идет прямое участие в программах регионов. Но если не будет общей системы, то мы попадем в ситуацию разобщенности, и это не позволит решить те задачи, которые поставлены (не только президентом РФ, но и обществом). Только системное взаимодействие, которое разрушит межотраслевые истории, приведет к конвергенции не только технологий и науки, но и отраслей и организаций разного уровня и отношения к федеральному бюджету», — подвел итоги член ОП РФ.