МОСКВА, 12 сен — РАПСИ. Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова предложила законодательно закрепить понятие пыток и ужесточить ответственность за их применение, сообщили РАПСИ в пресс-службе омбудсмена РФ.

По мнению уполномоченного, в обществе есть запрос на закрепление понятия пыток в российском законодательство. Введение законодательного понятия пыток заслуживает изучения и, возможно, будет реализовано.

Как отметили в пресс-службе, Москалькова выступила в поддержку ужесточения ответственности за применение пыток. Омбудсмен также обратила внимание на то, что после инцидента с опубликованием видеозаписей с пытками заключенных в одной из исправительных колоний Ярославской области дела о применении насилия к осужденным стали тщательно расследоваться.

Комментарий юриста

«Вопрос о закреплении понятия «пытки» в российском законодательстве за преступления, совершенные должностными лицами, прежде всего сотрудниками силовых структур, назрел давно, поскольку сейчас получается любопытная ситуация. Европейский суд по правам человека выносит решения по жалобам избитых в отделах полиции и исправительных колониях, основываясь на статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (запрет пыток). При этом в федеральном законодательстве такого понятия как пытка, совершенная должностным лицом, нет и в помине», — заявил координатор правозащитной организации «Зона права», юрист Булат Мухамеджанов.

Как отметил юрист, пункт «д» части 2 статьи 117 УК РФ устанавливает ответственность за истязание с применением пыток. Однако эта статья, во-первых, мало используется на практике и, во-вторых, не может быть отнесена к должностному преступлению, подчеркнул Мухамеджанов.

По словам представителя правозащитной организации, еще одним доводом в пользу внесения статьи «пытки» в УК РФ является отсутствие статистики по преступлениям, связанным с избиением людей представителями власти.

«Статья 286 УК РФ и ее части охватывают различные эпизоды помимо «пыточных» дел — от фальсификации материалов до причинения крупного ущерба бюджету. Посмотрите данные Судебного департамента, Генеральной прокуратуры России — там будет лишь сводная цифра по статье 286 УК РФ», — пояснил юрист.

Мухамеджанов считает, что одновременно с введением статьи о наказании за пытки в УК РФ целесообразно решить и другие наболевшие вопросы, такие как, например, увеличение срока давности привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, избивших граждан.

Юрист привел в пример решение ЕСПЧ по делу о гибели 51-летнего Жаудата Хайруллина в отделе милиции Набережных Челнов в 2002 году, в котором был установлен факт пыток мужчины со стороны сотрудников правоохранительных органов. При этом срок давности по части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия либо повлекшее тяжкие последствия) составляет 15 лет и применительно к указанному делу уже истек.

«Мы считаем целесообразным увеличить срок давности по «пыточным» делам, совершенным представителями силовых структур, к которым, с нашей точки зрения, должны быть отнесены и стажеры, и дружинники, и казаки, выходящие патрулировать улицы. Мы полагаем, что введение понятия «пытка» в российское правовое поле должно сопровождаться и системными изменениями. Такими, как повышение качества расследования и в целом эффективности правовых средств внутри страны», — заключил Мухамеджанов.