Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило* архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Утреннее заседание 11 января

Представитель американского обвинения Додд просит у трибунала разрешения допросить свидетеля – гражданина Чехословакии, чеха по национальности, доктора медицины Франца Блаха. В целях экономии времени представитель американского обвинения предлагает прежде, чем приступить к допросу свидетеля, огласить его письменное показание, данное под присягой.

Доктор медицины Франц Блах изучал медицину в Праге, Вене и Париже и получил диплом в 1920 году. Шесть лет он работал ассистентом в клинике, а с 1926 года стал главным врачом госпиталя в Чехословакии. В апреле 1941 года Блах был заключен в концлагерь Дахау и находился там до освобождения этого лагеря американцами в апреле 1945 года. Первые три месяца свидетель находился в штрафной роте, после чего был направлен в госпиталь, где его сделали объектом различных экспериментов по брюшнотифозным заболеваниям. Затем заключенного хотели подвергнуть экспериментальным операциям, но ему удалось избежать этого. Через некоторое время Блаху предложили сделать операцию желудка у двадцати вполне здоровых заключенных. Так как он отказался от этого, его переместили в отдел по вскрытию трупов. До освобождения из лагеря Блах произвел лично более 7 тысяч вскрытий, а всего под его руководством было произведено 12 тысяч вскрытий. Таким образом, свидетель может самым точным образом дать характеристику причин смерти многих заключенных концлагеря Дахау.

С середины 1941 года до конца 1942 года, свидетельствует доктор Блах, было сделано около 600 операций здоровым заключенным. Они производились для обучения студентов-медиков из состава СС и врачей-эсэсовцев. Операции делали студенты, которые обучались до этого всего два года, хотя обычно такого рода операции может делать только врач, имеющий, по меньшей мере, четыре года хирургической практики. Многие заключенные умирали на операционном столе, а другие вскоре после операции.

В течение всего пребывания в Дахау Франц Блах был свидетелем многочисленных медицинских экспериментов над людьми. Заключенные никогда не соглашались на это добровольно и их принуждали к этому насильно. Опыты с малярией производились по персональному указанию Гиммлера. Жертвы этих экспериментов подвергались укусам комаров или же специальным вливанием. Свидетель вскрывал тела всех погибших от экспериментов и заявляет, что многие заключенные погибли от самого заболевания малярией, другие же от медикаментов, которые на них испытывали.

В 1942 году гитлеровцы начали производить в Дахау эксперименты для установления эффекта от изменения воздушного давления. Около 25 человек одновременно помещались в специально построенном сооружении, в котором можно было повышать или понижать давление воздуха. Цель этих опытов заключалась в том, чтобы установить действие высоты на организм, а также действие быстрого спуска с парашютом. Свидетель сам видел людей, которые после эксперимента лежали на полу этого сооружения без сознания. Большинство заключенных, использованных для опыта, погибало от внутреннего кровоизлияния или же от разрыва артерий. Свидетель показывает, что подобным экспериментам было подвергнуто 400-500 заключенных, и те из них, которые не погибли, были переведены в отдел инвалидов, где они подлежали истреблению.

Доктор Рашер проводил в Дахау эксперименты по изучению действия холодной воды на организм человека. Подвергавшегося такому эксперименту человека опускали в ледяную воду и держали его там до тех пор, пока он не терял сознания. Некоторые заключенные подвергались этому тяжелому испытанию в течение полутора суток. Когда потерявшие сознание заключенных извлекали из ледяной воды, делалась попытка оживить их путем искусственного отогревания солнечными лучами, горячей водой, электротеплом или же теплом человеческого тела. Часто на этих экспериментах присутствовал Гиммлер. Для этих опытов было использовано примерно триста заключенных, большинство которых погибло, а оставшиеся в живых сошли с ума. Они были направлены так же, как и жертвы других опытов, в отдел инвалидов и впоследствии уничтожены. 

Домашние туфли и дамские сумочки из человеческой кожи

В письменных показаниях свидетеля говорится также о других подобного рода преступных опытах.

Обычной практикой в лагере было, свидетельствует Блах, снятие кожи с мертвых заключенных. Немцы подвергали ее химической обработке, а затем высушивали на солнце и изготавливали из нее седла, домашние туфли, дамские сумочки и другие вещи. В особенности эсэсовцы ценили кожу с татуировкой. Когда требовали такую кожу и ее не оказывалось, доктор Рашер говорил: «Мы достанем вам такие тела». На следующий день в лабораторию привозили трупы расстрелянных молодых людей с татуировкой на коже. Этих людей специально убивали, чтобы воспользоваться их татуированной кожей.

В 1941-42 гг. в Дахау поступали транспорты инвалидов, не способных к работе или больных. Гитлеровцы цинично называли их «командами, которые должны подниматься на небеса». Каждую неделю по 100-120 человек из них направлялись в так называемые «душевые» группами по четыре человека. Им впрыскивали яд, и они погибали. Инвалиды уничтожались также и другими способами.

В самом лагере, пишет доктор Блах в своих показаниях, совершались многочисленные казни путем применения газа, впрыскивания ядов или расстрела. Расстреливали обычно заключенных перед зданием крематория. Свидетель видел также, как живых людей вталкивали в печь крематория.

Франц Блах сообщает, что в 1941 году от пяти до шести тысяч русских было заключено в Дахау в отдельном лагере. Трижды в неделю их группами по 500-600 человек приводили к краю большого рва вблизи лагеря и расстреливали. Однажды доктор Блах был свидетелем расстрела 94 советских пленных офицеров, среди которых были два военных врача. В апреле 1945 года, незадолго до освобождения лагеря союзниками, гитлеровцы расстреляли большую группу видных заключенных, среди которых было два французских генерала. Накануне освобождения лагеря немцы расстреляли большую группу заключенных, содержавшихся под кодом «Мрак и туман». Это была особая группа людей, которых держали отдельно, - по-видимому, они до заключения были крупными деятелями.

В конце письменного показания свидетеля рассказывается о прибытии в октябре 1944 года в лагерь транспорта с заключенными венграми, среди которых свирепствовала эпидемия сыпного тифа. Больные помещались со здоровыми в одних бараках, в результате чего эпидемия быстро распространилась по всему лагерю. Ежедневно заболевало двести-триста человек, из которых сто погибало от самого тифа, а другие, как показало вскрытие, - от недостатка питания. В течение 1941-45 гг. многие тысячи русских, французских и итальянских заключенных были умерщвлены голодной смертью.

(Известия, 13 января 1946 г.)


*Стилистика, орфография и пунктуация публикации сохранены