Ради увековечивания памяти мирного населения Советского Союза, подвергшегося изгнанию и истреблению в годы Великой Отечественной войны, РАПСИ изучило архивные материалы, свидетельствующие о геноциде граждан СССР.


Утреннее заседание 20 декабря

Нюрнберг, 20 декабря. (ТАСС). Утреннее заседание трибунала 20 декабря открывается выступлением представителя американского обвинения Уоррена Фара, который продолжал приводить документальные данные о преступной деятельности гитлеровской организации СС. Ничто лучше не иллюстрирует цели и характер этой организации, заявляет обвинитель, чем ее действия в концентрационных лагерях. Жертвами концлагерей специально занимался особый отдел СС. Этому отделу помогали военные части СС «Мертвая голова», а также общие отряды СС. Вначале насчитывалось примерно четыре полка частей СС «Мертвая голова». Во время войны в Германии уже было до 31 дивизии СС, иначе говоря, от 400 до 500 тысяч сведенных в военные части и вооруженных эсэсовцев. Кроме этого, 250—350 тысяч человек находились в общих подразделениях СС. Таким образом, всего насчитывалось примерно 750 тысяч человек. 

Органы СС активно участвовали в порабощении захваченных стран и в «охоте» за рабочей силой. 5 августа 1943 года Гиммлер издал приказ, в котором говорилось, чтобы все молодые женщины, находящиеся в лагерях на оккупированных территориях, направлялись на работу в Германию. В апреле 1944 года из Венгрии было привезено в гитлеровские концлагеря 100 тысяч евреев. Подсудимый Шпеер на совещании с Гитлером 6 и 7 апреля 1944 года заявил: «Мы достигли соглашения с рейхсфюрером СС о том, чтобы как можно скорее доставить военнопленных для работы на военных предприятиях. Рейхсфюрер СС получает от 30 до 40 тысяч человек в месяц». 

Обвинитель цитирует приказ Гитлера о назначении Гиммлера начальником лагерей военнопленных. 30 сентября 1944 гада Мартин Борман издал циркуляр, согласно которому руководство всеми лагерями военнопленных и интернированных передавалось в руки командующего резервной армией. Последний в свою очередь (а им был в это время Гиммлер) поручил заниматься вопросами военнопленных обергруппенфюреру СС генералу войск СС Бергеру. Ему и начальнику полиции безопасности генерал-лейтенанту войск СС Кальтенбруннеру Гиммлер поручил заниматься вопросами безопасности, связанными с военнопленными.

Напомнив о том, что в 1944 году подсудимый Геринг потребовал от Гиммлера предоставления для авиационной промышленности еще большего количества заключенных, обвинитель цитирует письмо Гиммлера Герингу, полностью уличающее Геринга в преступлениях против военнопленных и гражданского населения. Гиммлер писал: «Глубокоуважаемый рейхсмаршал, в соответствии с моей телеграммой от 18 февраля 1944 года, я посылаю Вам обзор по вопросу об использовании заключенных в авиационной промышленности. Сейчас для авиации используется 36 тысяч заключенных. Предполагается увеличить эту цифру до 90 тысяч человек. Меры проводятся министерством авиации совместно с начальником экономическо-административного отдела СС обергруппенфюрером СС Полем. Перевод предприятий авиационной промышленности под землю потребует дополнительного использования еще около 165 тыс. заключенных. Планы использования этой рабочей силы будут осуществляться, мой глубокоуважаемый рейхсмаршал, на основании Вашего письма от 14 февраля 1941 года. Я буду постоянно информировать Вас по этому вопросу». 

Все больные заключенные должны уничтожаться

Обвинитель цитирует также письмо бригаденфюрера СС генерал-майора войск СС Глюкса, где говорится, что все больные заключенные должны уничтожаться, а остальные, сколько-нибудь способные к труду, посылаться на работу в концлагерях. Условия, в которых эти люди работали в лагерях, говорит обвинитель, были рассчитаны на то, чтобы довести их до смерти. Даже после смерти заключенные оставались под контролем экономическо-административного отдела СС. В одной из директив, разосланных комендантам концлагерей, запрещается передача урн с прахом умерших чехов и евреев ввиду демонстраций, направленных против СС в оккупированных странах. 

Организация СС всегда стремилась получить прибыль от своей деятельности. В одной из речей, обращенной к офицерам СС, Гиммлер говорил: «Никто не даст мне денег. Чтобы их получить, нужно заставить заключенных производить работу. Человек, который охраняет заключенных, работает так же много, как и человек, проходящий военное обучение. В мирное время я создам охранные батальоны и заставлю их бороться с этими низшими существами. Эта работа не будет скучной. Эта деятельность необходима, во-первых, для того, чтобы устранить нежелательных людей; во-вторых, для того, чтобы использовать их во имя нашего блага; в-третьих, для того, чтобы получить деньги, на которые можно построить для наших людей дома, где они могли бы поселиться со своими семьями. Это нам необходимо потому, что мы должны получить хорошую молодую кровь, так как иначе мы не сможем господствовать над миром».

Использование заключенных для опытов

Затем обвинитель переходит к вопросу о различных экспериментах, которые производились органами СС над заключенными в концентрационных лагерях. 15 мая 1941 года эсэсовский врач Рашер направил Гиммлеру письмо, в котором он предложил использовать заключенных для проведения опытов при высотных полетах. В этом письме Рашер пишет, что невозможно найти добровольцев для проведения таких экспериментов. Рашер пишет, что эти эксперименты невозможно производить на обезьянах и что поэтому представители военно-воздушных сил намерены решать эти проблемы «только путем опытов над людьми». 22 мая 1941 года Рашер получил ответ за подписью Карла Бранда. В письме говорится: «Дорогой д-р Рашер, перед полетом в Осло рейхсфюрер СС передал мне Ваше письмо от 15 мая 1941 года для ответа. Я могу сообщить Вам, что мы, конечно, предоставим заключенных для исследований по полетам на большую высоту. Я сообщил об этом начальнику полиции безопасности и попросил, чтобы компетентный чиновник связался с Вами». 

Эти эксперименты производились Рашером в мае 1942 года. Генерал-фельдмаршал Мильх благодарил чиновников СС за их помощь в связи с опытами. Эта благодарность была выражена Мильхом от имени верховного главнокомандующего военно-воздушных сил, т.-е. Геринга. Обвинитель цитирует также письмо Мильха Гиммлеру, в котором он благодарит последнего за помощь в проведении экспериментов. 

Закончив свои опыты в области высотных полетов, д-р Рашер начал проводить эксперименты по замораживанию людей и возвращению их к жизни после того, как они подвергались замораживанию. Опыты начались в Дахау 17 августа 1942 года. Обвинитель цитирует написанный д-ром Рашером отчет, в котором говорится: «Люди были погружены в воду одетыми в форму летчиков — в летние или зимние комбинезоны и в летные шлемы. Эксперименты проводились при температуре воды от 2,5 до 12 градусов ниже нуля. Во время некоторых опытов голова была выше воды, а при других опытах она погружалась в воду. Электрические приборы отметили температуру желудка, равную 26 градусам. Смертельный исход наступал, когда замораживанию подвергалась и затылочная часть головы. В этих случаях в мозгу было найдено большое количество крови (до половины литра). В тех случая, когда температура доходила до 28 градусов ниже нуля, лица, подвергавшиеся опытам, всегда умирали, несмотря на попытки вернуть их к жизни».

Обвинитель цитирует также письмо Гиммлера от 16 октября 1942 года генерал-лейтенанту СС Полю. В этом письме Гиммлер указывает, что на него произвели впечатление опыты с отогреванием людей, подвергшихся замораживанию. Эти опыты он наблюдал в Дахау. «Я приказал, — пишет Гиммлер, — чтобы для этой цели были отобраны подходящие женщины». Гиммлер был восхищен опытами Рашера и в письме генерал-фельдмаршалу Мильху заявил, что он взял лично на себя ответственность за предоставление людей для этих опытов. Он обещает Мильху расширить эти опыты и сообщать ему о всех результатах и одно-временно просит Мильха откомандировать Рашера в его распоряжение. 

Наряду с такого рода злодейскими опытами СС-овские врачи производили также эксперименты по убийству заключенных отравленными пулями, а также по вливанию ядов. Обо всех этих экспериментах они писали подробнейшие отчеты. В одном из них говорится: «11 сентября 1944 года были произведены опыты над пятью лицами. Каждое из этих лиц получило один выстрел в правый бок. В двух случаях пули прошли насквозь. Оба эти лица не подверглись влиянию яда. Симптомы трех других лиц были удивительно похожи. Сначала ничего не было заметно, а через 20-25 минут началась дрожь и выделение слюны. Слюна выделялась в таком количестве, что они не могли проглатывать ее». Далее в отчете подробно и в бесстрастно-циничной форме описываются предсмертные страдания людей, над которыми был произведен этот «эксперимент». Обвинитель указывает на то, что германское министерство финансов субсидировало эти опыты СС. 

Затем обвинитель приводит многочисленные доказательства преступных действий органов СС, направленных против евреев. Обвинитель напоминает, что майор Уолш уже привел доказательства уничтожения эсэсовцами евреев в душегубках. Напомнив об уничтожении варшавского гетто, а также о других зверствах эсэсовцев против евреев, обвинитель Фар приводит заявление Гитлера о том, что организация СС «прославила себя в веках» и что только она была способна осуществить программу уничтожения евреев. 

Организация СС, — говорит обвинитель, — активно участвовала в подготовке и осуществлении агрессивной войны, задуманной заговорщиками. СС являлась организацией, существовавшей в нарушение Версальского договора. Она готовила пятую колонну вне Германии и участвовала в таких террористических актах, как убийство австрийского канцлера Дольфуса и других, о чем уже говорил обвинитель Олдермен. Эсэсовцы участвовали в таких актах, как истребление гражданского населения под видом борьбы против партизан в Советском Союзе. 

Фар цитирует секретный документ, представляющий собой отчет № 6 о деятельности специальных подразделений СС и зондеркоманд в СССР в период с 1 по 31 октября 1941 года. В этом отчете говорится: «Отряд «А» действовал с 7 октября 1941 года в Красногвардейске; отряд «В» продолжал деятельность в Смоленске; отряд «С» с 27 сентября — в Киеве; отряд «Д» с 27 сентября — в Николаеве. Эти отряды предпринимали такие действия, как арест всех евреев-мужчин старше 16 лет, всех евреев от 16 до 20 лет». В другом месте этого отчета говорится, что в Эстонии упомянутые отряды казнили всех мужчин-евреев старше 16 лет. В отчете подробно перечисляются казни, произведенные этими отрядами в Минске, в Могилеве и других городах Советского Союза. За это время было ликвидировано, говорится в отчете, примерно 37.180 человек. В Житомире было расстреляно 3.145 евреев по подозрению в пропаганде. 

Обвинитель цитирует также отчет генерального комиссара Белоруссии Розенбергу об осуществлении полицией СС специальной операции, которая называлась «котбус». Во время этой операции, направленной против партизан, как говорится в отчете, было убито 5.000 человек. Из документа явствует, что среди убитых было много женщин и детей. 

Обвинитель приобщает к протоколам трибунала отчет верховного командования союзных экспедиционных сил о расстреле немцами союзных военнопленных. Эти расстрелы производились солдатами 12-н танковой дивизии СС с 7 по 21 июня 1944 г. 

На этом утреннее заседание трибунала 20 декабря заканчивается.

(Известия, 21 декабря 1945 г.)