МОСКВА, 27 апр - РАПСИ. Центризбирком России принял нормативно-правовые акты, которые устанавливают единые требования и порядок проведения дистанционного электронного голосования (ДЭГ) с использованием федеральной системы на выборах.

Заместитель председателя ЦИК России Николай Булаев подчеркнул, что принятые к государственным информационным системам требования распространяются на все случаи применения ДЭГ. Так, для проведения ДЭГ могут использоваться только сертифицированные федеральные и региональные платформы. Они должны предусматривать защиту информации (не составляющую государственную тайну), защиту персональных данных и наличие оценки соответствия системы определённым требованиям в форме аттестации.

В ЦИК также сообщили, что наблюдение за ходом ДЭГ, как и прежде, будет доступно в двух вариантах: в режиме реального времени на общедоступной платформе в сети Интернет и посредством доступа к отдельному узлу (НОДе). В первом варианте в наблюдении могут принять участие фактически все желающие, во втором – партии, общественные объединения и зарегистрированные кандидаты, которые могут направить по три наблюдателя.

В свою очередь, заместитель председателя ТИК ДЭГ на выборах 2021 года, IT-эксперт Олег Артамонов считает, что принятые нормативные акты отражают чётко отработанный алгоритм проведения электронного голосования на выборах. «В проектах мы видим закрепление роли Общественной палаты, НОДы наблюдения – то, с чем последние два года мы работали на уровне договорённостей с ЦИК России и другими структурами. Однако, хочу подчеркнуть, что вопрос качественной подготовки наблюдателей к наблюдению за ДЭГ, по-прежнему остаётся», - заявил он.

IT-эксперт обратил внимание, что дистанционное электронное голосование – специфическая форма участия в выборах, при которой наблюдателям требуется высокий уровень технической грамотности, вплоть до умений разработки собственного инструментария. «Я надеюсь, что партии и общественные организации, которые будут направлять своих наблюдателей, не будут питать иллюзий, а отнесутся серьёзно к их предварительной подготовке», - сказал Артамонов.

Что же касается оценки самих нормативных документов, то, по словам зампреда ТИК ДЭГ, это определённо «движение в правильном направлении». «Документы институализируют многие вещи в наблюдении за ДЭГ, что способствует большей прозрачности этой формы голосования», - рассказал он. При этом Артамонов заметил, что некоторые вопросы в документах требуют дальнейшей доработки – «на уровне конкретизации терминологии».

Так, например, необходимо чётко прописать понятие «НОДы» наблюдения – в первую очередь для понимания того, к чему она предоставляет доступ, а к чему нет. «Мы в течение ближайших дней представим в ЦИК России свои варианты поправок замечаний», - заключил IT-специалист.