МОСКВА, 21 янв — РАПСИ. Эффективность и востребованность дистанционного электронного голосования (ДЭГ) побудила законодателей разработать документ, который позволит внедрить эту дополнительную форму волеизъявления граждан в систему избирательного права, подчеркнул соавтор законопроекта, депутат Дмитрий Ламейкин.

«За три года применения электронного дистанционного голосования на выборах разного уровня мы отточили эту систему, под «мы» я имею в виду и общество, и Центральную избирательную комиссию.

Мы убедились, что этот инструмент работает, он эффективен и востребован. Именно это нас и убедило, что данный инструмент может и должен быть интегрирован в систему избирательного права уже в полноценном масштабе. Законопроект был подготовлен и уже внесён на рассмотрение в Государственную думу», — сказал Ламейкин в ходе слушаний законопроекта в Общественной палате РФ.

Парламентарий уверен, что сегодняшнее общественное обсуждение даст возможность проанализировать и возможно внести какие-то правки в документ.

«Отправной точкой будет законопроект, который внесён, он является идеологическим посылом и началом работы. Но это не значит, что в итоговом документе будут именно эти нормативные решения. У нас есть возможность ко второму чтению подготовить поправки», — подчеркнул автор законопроекта.

Как считает Ламейкин, все опасения и критика ДЭГ, которые звучали, не нашли подтверждений.

«Здесь важно апеллировать к фактам и цифрам. Было много опасений, высказываний, которые разбились о реальность, потому что этих проблем не возникло», — сказал депутат.

При этом Ламейкин подчеркнул, что законодатель не ставит задачу перехода на ДЭГ, а лишь говорит о дополнительном инструменте для избирательных комиссий и избирателей.

«Для кого-то живой поход на участок является традицией. Поэтому ключевой посыл заключается в том, что у нас участки никуда не должны деваться», — резюмировал депутат.

Со своей стороны зампред Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Николай Булаев сказал, что закон, который может быть принят, «должен решить проблемы, но не создавать их». 

«Если мы напишем законопроект, в котором все так детально расписано, что потом очень трудно будет применить какие-то инновационные вещи, то тогда законопроект будет тормозить развитие системы дистанционного голосования», — отметил он.

Зампред ЦИК считает, что в законе должны быть определены концептуальные, рамочные вещи, чтобы они не мешали развитию.

«Возможности для наблюдения также должны быть описаны в законе, но их нужно описать таким образом, чтобы не загнать себя в жесткие рамки. Если у нас созреют иные возможности для организации процесса, чтобы мы могли эти возможности легко реализовать», — подчеркнул Булаев.

Как следует из законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», будут установлены единые правила проведения ДЭГ для всех регионов и для выборов всех уровней. Закон чётко обязывает проводить ДЭГ с использованием ГАС «Выборы» и только сертифицированных государственных информационных систем, к которым предъявляются единые требования ЦИК России. 

При осуществлении дистанционного голосования будет обязательным прохождение процедур идентификации, аутентификации и подтверждения личности, а также предусматривается анонимизация результатов волеизъявления, их шифрование при проведении голосования и расшифрование после его завершения.

В сентябре 2021 года в семи регионах России выборы прошли с использованием дистанционных цифровых технологий.

Явка на ДЭГ в этих регионах составила более 93% (значительно выше «очной» явки), свой выбор дистанционно сделали почти 2,5 миллиона человек.